Это слово митрополита Сурожского Антония, управляющего епархией Московского Патриархата в Великобритании, было произнесено в Лондоне 31 декабря 1987 г. — в канун вступления Русской Православной Церкви в год тысячелетия Крещения Руси. С тех пор прошло более десяти лет, и сегодня весь христианский мир готовится к празднованию 2000-летия христианства, которое будет происходить в течение всего будущего года. Мы решили опубликовать большой фрагмент проповеди одного из старейших русский иерархов, поскольку в ней им были высказаны мысли, весьма важные в период предстоящих церковных торжеств.
В начале проповеди владыка говорит, что, встречая юбилей, необходимо «задуматься вместе о всем том, что произошло на Руси, в России за эту тысячу лет, и о том также, что произошло с западным миром за две тысячи лет христианства. Но сначала продумать заново — каждому за себя лично — собственное крещение: что с нами произошло? в какой момент? как Благая Весть достигла нашего сердца, зажгла наше сердце пламенем?.. Продумать и то, какие плоды мы сумели принести в результате такого неописуемого события…
Как единому телу церковному, нам надо будет задуматься: чем мы были в этом окружающем нас мире, нашем мире? Были ли мы светом мира, рассеивающим тьму: потемнение ума, помрачение сердца? Были ли мы тем светом, который кладет предел делам тьмы? Были ли мы, каждый в отдельности и все сообща, той солью земли, которая не дает человеческому обществу, человечеству прогнить и разложиться? Были ли мы присутствием Христовым, продолжением воплощенного присутствия Христа распятого и восставшего из смерти ради спасения каждой человеческой души, ради обновления каждой человеческой жизни, ради обновления жизни мира?..»
Далее владыка Антоний говорил о святых:
«Слава Церкви — ее святые. И верно: Церковь святится Богом, живущим в ней, и ответ Церкви Богу — ее святые. Святые российские — действительно ответ целого народа на весть о жизни, о красоте, о величии. Да, они свидетельствуют перед Богом и перед всем миром, что Русская земля оказалась способной принять благое сеяние и принести святую и богатую жатву.
Но Церковь состоит не только из святых. По выражению преподобного Ефрема Сирина, Церковь — это также толпа кающихся грешников, которые поняли величие своего призвания, поняли, что они призваны к святости, поняли, какова любовь, предложенная им Богом, и в сокрушении сердечном обратились к Богу с благодарностью, с изумлением, со слезами, с любовью сначала мерцающей, а затем все разгорающейся; не таковы ли мы все?..
Но есть и еще одна сторона у Церкви: та сторона, которую видит мир, которую мы сами можем видеть так явно в себе самих и в своей среде; тот аспект Церкви, который уже в ранние дни вырвал у апостола Павла слова о том, что имя Божие, имя Христово хулится, поносится из-за нас… На протяжении веков мы отстаивали истинную веру, ее не поврежденность и красоту; но жили ли мы согласно этой вере? И не является ли горькой истиной фраза о том, что можно быть еретиком делами в тот же момент, когда провозглашаешь правую веру на словах? Можно ли возглашать Исповедание Веры во время Литургии, произносить слова о том, что Бог есть Любовь, — и не быть явлением, присутствием Божественной любви в этом осиротелом, темном, горьком, измученном мире — нашем мире? Сколько молитв, которые мы возносим Богу, должны бы быть для нас не только обличением, но и осуждением, если мы только не изменим образ жизни и не станем иными!
Когда мы думаем об истории России, можем ли мы поистине сказать, что христианство, пришедшее на Русь как свет, как свобода, как радость, как новизна, действительно охватило и покорило ее? Не будет ли справедливо сказать вместе с одним из наших писателей XIX века, что Русская земля была крещена, но не была просвещена? И можем ли мы, все мы, крещеные в Православной Церкви — но и во всякой другой Церкви — сказать, что мы стали так едины со Христом, что только Христос и то, что Христово, имеет для нас значение и мы мертвы для всего другого? Носим ли мы в себе мертвость Христову и силу Его Воскресения? Живем ли мы вечностью, свободными от времени?..
Если подумать о русской истории, разве не видно, что предки наши, и наши современники — и мы сами — не оправдали ожиданий целого народа? Мы говорим об атеизме там; мы также говорим о секуляризации западного мира, но кто за это несет ответственность? Христианин — такой человек, которому Бог поручил сотворенный Им мир, когда почил в седьмой день и доверил мир человеку. Что мы сделали из мира, во что мы превратили его?! Войны, корысть, ненависть, страх господствуют из столетия в столетие. И кто может поверить в Евангелие, если это только слова, слова, слова и, если, глядя на нас — на каждого в отдельности и всех вместе, — никто не может увидеть Евангелие в действии: любовь, всепрощение, смирение, чистоту, силу, Божию силу в человеческой хрупкости?..
И вот, вступая в этот год, и мы, здесь находящиеся, наследники русской духовной традиции, и те, кто в течение семидесяти лет, прошедших с революции, нес тяжкий крест давления и подвергался уничтожению, — мы должны задуматься и поставить перед собой вопрос: какими мы вступаем во второе тысячелетие русского христианства?
Это подготовит нас к встрече двухтысячного года христианства в мире. Мы должны задуматься: святые — вызов нам, а подчас и больше: то, как они жили, как они умели любить, нас осуждает. Молитвы, которые мы произносим, обличают и зачастую осуждают нас. Евангелие, которое мы слышим и провозглашаем, — требование к нам и осуждение наше… Действительно ли мы — та благословенная толпа кающихся грешников, которые всей тоской сердца и души устремляются к Богу? Готовы ли мы взглянуть в глаза окружающего нас мира, который обличает нас в том, что мы окрали его, лишив того единственного, что могло сделать из него град человеческий, достойный человеческого величия, потому что он мог бы вырасти в меру Града Божия? Да, безбожный мир обличает и осуждает нас, потому что мы его предали и продолжаем предавать…
И вот, переходя в новый год, произнесем над собой суд сами, так, чтобы не оказаться вконец осужденными. Посмотрим на себя, произнесем суд и начнем жизнь заново, как свидетели врученной нам Благой Вести — свидетели не только словом, но всем своим существом, целой своей жизнью.
И теперь помолимся словами молебна, чтобы Господь простил нас за прошлое и вдохновил нас, то есть вдохнул в нас Духа Своего Святого, чтобы мы сумели строить будущее, чтобы мы были достойны Благовестия, возвещаемого нам, и способны передавать его дальше не словами, а, как говорит апостол Павел, явлением силы Божией. Аминь!»
Опубликовано: «Русская мысль.» № 4298. 23-29 декабря 1999