Прот. Сергий: Вскоре после рождения младенцу дают имя. Какую роль это может играть в конечном итоге в его воспитании?
МА: Чаще всего, увы, это никакой роли не играет — в том отношении, что родители большей частью выбирают имя по благозвучности и не задумываются над тем, что они поручили своего ребенка тому святому, имя которого ему дано, что этот ребенок становится как бы храмом, как у нас бывает храм святого Трифона, Сергиевское подворье и т.д. И этим делается колоссальная, даже трагическая ошибка, потому что ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или, который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого. Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, какое житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом. Почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение.
И вот тут надо воспитывать, конечно, еще не ребенка, а родителей. Надо говорить: вот, вы будете крестить ребенка, вы хотите его назвать таким-то именем, вам имя нравится, а что за этим именем стоит? кто стоит? чего вы от него ожидаете? какие его черты могут иметь значение и влияние в жизни вашего ребенка?.. Потому что так же, как отец и мать воспитывают свое дитя, так и святой, кому поручена забота о ребенке, тоже имеет какое-то воздействие на него.
Прот. Сергий: Конечно, в церковной среде есть много прекрасных имен, прекрасных святых, мы знаем их жития и часто употребляем их имена, особенно в монашеской среде, где никто не стесняется при таком или другом имени. Но как насчет обычного младенца: надо ли опасаться, что человека будут дразнить, потому что он называется необычным именем, что он, скажем, Евфимий или Макрина или Феодулия? — это совершено необычные в светской среде имена…
МА: Я думаю, что с этим нужно считаться. Иногда ребенок бывает несчастен в течение всех своих самых хрупких молодых лет, оттого что ему навязали имя, которое воспринимается окружением, то есть другими детьми как смешное или озадачивает их. Я думаю, очень важно, чтобы родители всерьез это воспринимали. Это не значит, что мы ограничены одним именем, в том смысле, что если родители очень привязаны к памяти того или другого святого, той или другой святой, они могут, наряду с наречением этого ребенка, в дальнейшем его ознакомить с личностью, житием того святого, той святой, имя которого, которой ему не дано, потому что оно было бы неудобоносимо.
Опубликовано: «Брак и семья», — М.: Медленные книги, 2020