Прот. Сергий: Мы говорили о том, что в каждой семье, в каждой квартире должна быть икона, и если ребенок имеет свою комнату или свой угол, то может быть имеет и свою икону, особенно того святого, имя которого он носит. Это, с одной стороны, место для молитвы, но это тоже дает ему понять, что есть святыня, что и в домашней обстановке может находиться святыня, тем более если она украшена лампадой. Могут быть и другие святыни, скажем, просфоры или святая вода. Какое значение имеют такие предметы в духовной жизни младенца?
МА: Да, ребенок должен научиться тому, что есть предметы святые, что это предметы, которые принадлежат лично Богу, и к которым мы относимся соответственно. Например, святой Серафим Саровский говорил, что Евангелие можно читать, только вымыв руки и став на колени. Мы этого не делаем, большей частью, но это стоит запомнить.
Также и икона. Икона — это взор Божий на нас. Надо научить ребенка, сознавая присутствие этой святыни, свою комнату рассматривать как место, где он живет с Богом, живет с Ангелом-хранителем, живет со святыми. И они ему не «мешают», в том смысле, что они не «толпятся» так, что ему прохода нет. Но они тут, ласково глядя на него, готовые ему помочь. И мне кажется, что в этом отношении может вырасти сознание, что эти предметы святые, что через их присутствие вся комната, вся квартира делается Божией, святой, что в ней ничто не может происходить такое, что является богоотступничеством или кощунством, или отрицанием Бога через грех.
Прот. Сергий: Есть, конечно, родители, которые в буквальном смысле боятся Бога и заставляют и младенца, ребенка переживать страх перед Богом и тем самым создают совершенно не ту творческую атмосферу, не ту положительную атмосферу любви, о которой мы только что говорили…
МА: Я думаю, нам надо всегда помнить то, что отцы Церкви говорили: что есть три рода страха. Рабский страх: если я не поступлю так, как мне велено, то буду сурово наказан. Наемнический страх: я буду делать все возможное для того, чтобы выслужиться и меня за это наградили бы, буду бояться, как бы хозяин не заметил, что я не то делаю или не сделал в совершенстве то, что мне поручено. И есть страх, который отцы Церкви называют сыновним страхом; это страх, как бы, не огорчить и не ранить любящее существо. И по отношению к Богу рабский и наемнический страх не имеет никакого места. Они могут минутами вкрадываться ввиду нашей греховности, но по существу у нас должен быть только этот трепетный страх: как бы не огорчить Бога, Который так меня любит, как бы не оказаться неверным другом для Него… И когда мы говорим о страхе Божием, мы должны настаивать именно на этом, а не на том, что нас Бог накажет. Знаете, как бывает в обычной жизни у ребенка — он поступил нехорошо, его выдрали и наказали, и он считает: теперь мы квиты, вот и все… И вдобавок ребенок часто думает: ну вот, я сделал небольшую глупость, а меня наказали гораздо строже, чем я заслуживаю… Если создавать такую психологию в ребенке, то он никогда от души по отношению к Богу ничего не сделает и никем не станет по отношению к Нему. Он будет, как испуганный преступник, который боится, как бы его не наказали даже напрасно, потому что имеют власть над ним. Очень мне кажется, важно учить ребенка тому, что Бога не надо бояться, а надо Его ласково любить и стремиться Его не огорчить.
Опубликовано: «Брак и семья», — М.: Медленные книги, 2020