Литвинцева Кристина Викторовна

Лексический анализ многозначности и синкретичности слова «церковь» в текстах проповедей митрополита Антония

 Слова-то люди часто и понимают, но то, что они значат,

то переживание, которое вложено было в них изначально

написавшими эти слова, ускользает от людей[1].

Данный доклад посвящён лингвистическому анализу значения слова «церковь» в текстах проповедей митрополита Антония Сурожского. Эта задача разбивается на две части. С одной стороны, это – попытка описать многозначность данного слова и предложить для него толкование. Дело в том, что доступные современному читателю классические толковые словари (Ушаков, Ожегов, Ефремова) отражают взгляд на значение слова, дозволенный в советский период, то есть описывают только светские значения, но теряют из виду значение, основное для верующего человека. С другой стороны, будучи непревзойдённым мастером миссионерского слова, митрополит Антоний удачно пользовался лингвистической спецификой слов, в частности − их многозначностью. Поэтому интересно исследовать, как раскрывается значение данного слова митрополитом Антонием. Рассмотреть с этой точки зрения то, как употребляется в его проповедях слово «церковь» – вторая задача нашей работы.

Суммируя толкования, предлагаемые перечисленными словарями, можно выделить следующие два значения исследуемого слова (обозначим их здесь краткими ярлыками):

  1. «Религиозная организация» и 2. «Здание». Причём, значение «здание» часто стоит на первом месте. В текстах митрополита Антония есть много употреблений слова, явно не вписывающихся в рамки двух приведённых значений, а значение «здание», по сравнению с другими, появляется редко, то есть не является основным. Имея в виду безусловное владение архипастырем соответствующей лексикой, используем его тексты для корректирования имеющихся в словарях описаний значений. С нашей точки зрения, будет правильно выделить как минимум четыре значения слова «церковь» (предлагаем здесь очень условные краткие толкования, приближенные к ярлыкам, не претендующие пока на статус словарных): 1. «Богоустановленное вневременное единство Бога и объединённых христианской верой людей»;
  2. «Какая-либо канонически организованная часть Церкви (в знач. 1)»;
  3. «Социально-территориальная единица деления земной Церкви (в знач. 1)»;
  4. «Здание храма».

Наличие и предлагаемое толкование значения «вневременное единство» подтверждается следующими примерами:

  • «Мыжеверим, чтоЦерковь – не как социологическое явление, а как Тело Христово, – делает нас причастниками Божественной природы»[2].
  • «Кроме этого, благодаря тому, что Христос присутствует в Церкви полнотой Своего человечества и полнотой Своего Божества, Церковь соединена неразлучно и с Богом Отцом, и со Святым Духом, Который послан в неё и ей в день Пятидесятницы и присутствие Которого продолжает действовать в каждом члене Церкви»[3].
  • «Но и человечество присутствует в Церкви в двух видах: с одной стороны, совершенное человечество, каким мы его видим во Христе, с другой стороны ― несовершенное человечество, какое мы сами являем лично как особи и все вместе»[4].

Очевидно, что с христианской точки зрения это значение является основным, а значение «здание храма»  – второстепенным. Третье значение – «социальная организация» – у митрополита Антония практически не встречается, мы выделяем его здесь потому, что именно оно является основным при атеистическом взгляде на смысл этого слова. Напротив, у митрополита Антония есть примеры, в которых он пытается отмежеваться от этого значения (см. в (1) — «не как социологическое явление»).  Более того, в примерах, в которых атеист усмотрел бы значение «социальная организация», митрополит Антоний практически всегда подразумевает значение «вневременное единство». Ср.:

(4) «И только в какой-то момент император ― не Церковь ― решил, что браки будут совершаться Церковью потому именно, что это действие, которое выносит двух людей из узких рамок государства в бесконечные просторы вечной жизни в Боге»[5]. Как человеку, глубоко проникающему в смысл слов, воспринимающему слово как богословие, митрополиту Антонию свойственны синкретичные употребления наиболее важных христианских понятий. Под синкретизмом мы подразумеваем единовременное совмещение двух и более значений в одном слове.

В речах митрополита Антония, отражённых в НКРЯ[6], слово церковь зафиксировано более 1500 раз. Приведём примеры того, в каких значениях оно используется, включая синкретичные. Представим это в таблице.

 

Словарные

значения

1(5) «Церковь тогда делается тем, чем она по существу является: телом Христовым, то есть продолжением через тысячелетия и века воплощённого присутствия Бога, плотью Сына Божия, предлагаемой нам в Таинствах, и присутствием Святого Духа».  Митрополит Антоний (Блум). «О Церкви» (1995).
2(6) «Мы празднуем сегодня один из самых великих дней жизни нашей родной Русской Церкви ― день, когда вспоминаются все мученики, исповедники современности, герои духа, все те, кто на нашей земле не только жизнь посвятил служению Богу, но остался верен до смерти, жизнь и смерть отдал в Его славу».  (Митрополит Антоний (Блум). «День новомучеников и исповедников Российских», 2001).
3(7) «На Западе большей частью христианские Церкви развода не принимают». (Митрополит Антоний (Блум). «Вопросы брака и семьи», 1985–1995).
4(8) «Он жил в одном из городов России, был милый мальчик, ходил в церковь каждое воскресенье и считался очень благочестивым мальчонкой: приходил, крестился, становился посреди церкви впереди и молился Богу». Митрополит Антоний (Блум). («Диалог об атеизме и последнем суде», 1985–1995).
Семантический синкретизм(9) «Православная вера, сколько возможно, совершенна, а православные, кроме как в лице святых, далеко не совершенны, ― каждый может это сказать с большой болью о себе самом, каждая община о себе самой, каждая Церковь о себе самой». (Митрополит Антоний (Блум). «Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось…»,1998–1999 /2 + 3/).

(10) «Мне надо к ним пойти, потому что только там можно найти любовь, жизнь, радость, там каждый человек верит в каждого, верит в добро, верит в любовь, верит в будто невозможное – в то чудо, которое делает грешника святым. Церковь – единственное такое место. Неужели мы это место должны для других закрыть?» ( Митрополит Антоний (Блум). «О страхе Божием», 1974 /1+4/).

 

Итак, мы выявили, что значение слова «церковь» недостаточно полно раскрыто в словарях; в речи митрополита Антония, напротив, максимально полно отражаются, актуализируются значения слова, нередко наблюдается синкретизм значений. Также было отмечено, что основное значение слова – «Богоустановленное вневременное единство Бога и объединённых христианской верой людей» – митрополит Антоний определяет как «Церковь – богочеловеческое общество». И это значение присутствует для митрополита Антония, возможно, во всех  употреблениях, даже когда лексиколог счёл бы это значением «социальная организация» или «здание храма», чем и объясняется регулярность синкретичных использований слова.

Источники

Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. Т. 3. Р-Я. М.: АСТ, Астрель, 2006.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999.

Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/

Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940.

Ответы на вопросы

Диакон Леонид Джалилов: Спасибо за замечательный доклад. В связи с этим хочется вспомнить, что особенно в советское время, как вы правильно сказали, «церковь» в первую очередь воспринимали как здание церковное, и церковные люди в советское время с нажимом говорили: мы идем в храм. Если спросишь: «Вы идете в церковь?» – то поправляли: мы идем в храм. Наверное, отталкиваясь от советского представления, что не только идешь в церковное здание, а еще и с какой-то большей идеей. С другой стороны, если абстрагироваться от советских реалий, сказать, что мы идем в церковь – абсолютно нормально, потому что церковь – это экклесия, собрание, вот мы и идем на собрание. Естественно, Церковь есть не только единство Бога с людьми, но и собрание Бога с людьми, и собрание нас между собой тоже, и мы идем на это собрание.

Протоиерей Сергий Овсянников: Действительно, ваши наблюдения очень интересны. Читая, например, прп. Максима Исповедника, я замечал, что зачастую не понятно, идет ли речь о здании, или о Церкви Небесной. Наверное, эта трудность различения не случайна, потому что Церковь воспринималась единым большим явлением, в котором просто не имеет смысла отделять одно значение от другого.

[1] Митр. Антоний (Блум). «О богослужении и стиле христианской жизни»..

[2] Митрополит Антоний (Блум). «Диалог об атеизме и последнем суде» (1985–1995).

[3] Митрополит Антоний (Блум). «О таинствах» (1995).

[4] Митрополит Антоний (Блум). «О таинствах» (1995).

[5] Митрополит Антоний (Блум). «Берегитесь, братья мои, священники!» (1999).

[6] Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме, объемом более 300 млн слов. В корпусе содержится 387 различных текстов митр. Антония (Блума) общим объемом 816 049 слов (поясним для наглядности, что это примерно три толстых тома).