Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не знаю, приведут ли Господь и Божия Матерь еще встретиться в течение нашей жизни, потому что жизнь сложная, и пути Господни очень таинственны. Поэтому мне хотелось бы второй раз обратиться к вам со словом и сказать нечто, что у меня глубоко легло в душу, за многие годы, по отношению к Божией Матери.
Меня всегда поражает, с какой смелостью мы обращаемся к Ней за милостью, за заступлением, за спасением. А вместе с этим как этa наша молитва говорит ярко, сильно о том безграничном доверии, которое у нас к Ней есть. Ведь каждая наша молитва к Божией Матери могла бы выразиться так: «Мать, я — своими грехами, неправдой своей жизни, отдаленностью своей от Бога ответственен за крестную смерть Сына Твоего, и за страшные часы Гефсиманского сада, за всё поругание и за всё страдание Его. Мать, если Ты простишь и Заступницей станешь моей — никто меня не осудит, никто меня не отвергнет..»
Не так ли? Ведь каждый раз, когда мы отступаем от Бога, может быть, даже не столько верой нашего сердца, сколько поступками нашей жизни, мы ведь соединяемся с теми, кому воплощение Христово было чуждо, кому Бог был не нужен, кому надо было Его из жизни убрать, чтобы можно было жить по человеческой воле.
А человеческая воля — это не любовь. Потому и распяли Христа, что заповедь Его была о такой любви, от которой людям страшно делается. Ведь любить, как Христос любил, это значит — любить другого больше, чем он сам себя умеет любить; верить в него, когда он уже потерял веру в себя, веру в человека, веру в любовь. Это значит любить так, чтобы быть готовым свою жизнь положить, чтобы другой жил — и не только земной, а вечной жизнью. Любить по-Христову, это значит войти в самую глубь жизни, войти в самые её трущобы, самую её трагическую, страшную глубину, и там встретить тех, к кому никто не подойдет кроме Бога — потому что они отвержены людьми. В конечном итоге любить — это значит так себя забыть, будто мы для себя самих умерли, будто нет уже нас, а существует только тот, только те, которых мы любим любовью Господней.
Такая любовь очень страшная, потому что в нас всё восстает против этой любви. Хочется жить, т.е. утверждать себя, брать, получать, обеспечить, защитить. А какой образ дает нам Господь, Бог наш Небесный во Христе? Он даёт нам образ Бога, Который так нас полюбил, что согласился стать одним из нас: уязвимым, беззащитным, побежденным, презренным, битым, оскорбленным, убитым, в конце концов — отверженным. Разве это не такая любовь, которая может нас вдохновить? Так любить — да, страшно; а вместе с тем только в такой любви и жизнь можно найти.
И вот, Божия Матерь сумела так возлюбить Своего Сына. Она Его любила как мать и Она Ему поклонялась как Богу. И никогда Она не стояла препятствием на Его пути крестном; нигде в Евангелии вы не найдете места, где Божия Матерь, подобно Петру, Его останавливает, говоря: Не позволь, чтобы с Тобой это (то есть крест и смерть) случилось… Петру Христос ответил: «Отойди от Меня, ты Мне противник и враг, ты думаешь о человеческом, а не о Божием». Божия Матерь, Дева Богородица никогда не стояла препятствием на этом пути. Она дала Ему пройти весь крестный путь, и у подножия креста не выронила ни одного слова, не произнесла вслух ни одной молитвы, которая шла бы вразрез с волей Отчей и с волей Сына. Стояла, ни словом не защитила Своего Сына против мучителей, ни словом не остановила хулителей и насмешников, ни словом не обратилась к Отцу, не взывала: «Пошли же, Господи, помощь Твою, да рассеются Твои враги!..». Нет, Она в полном единстве, соединенная до конца с волей и любовью Своего Сына, Его отдавала на смерть, чтобы жили другие. А другие — это кто? Это мы: из столетия в столетие жили люди, потому что поверил в нас Господь и полюбил нас. И эта крестная смерть, и это, поистине, умирание Божией Матери у Креста Господня — ведь это ради нас, ради каждого из нас. Каждый из нас перед иконой Божией Матери может сказать: «Да, Матерь, Ты отдала Своего Сына на смерть, не зная меня, или, поскольку знала, зная, какой я, как я буду неверен Ему, чтобы я мог поверить в Божию любовь и спастись крестом Господним…»
Вот почему мы так молимся перед Ней, вот почему мы действительно говорим «Спаси!», а не только «Помолись…» Потому что если Она скажет: «Я простила, Сын Мой и Бог Мой, Я простила Твою смерть и простила, что Мое сердце прошло оружие» — тогда Сын скажет: «Если Ты простила, то суда нет над этими людьми».
Дай нам Бог всегда помнить, как, какой ценой Матерь Божия получила власть простирать над нами Свой покров; получила власть прощать и раскрывать нам двери Царства Небесного. Аминь.
Опубликовано: «Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России». Издательство Крутицкого подворья, Москва-Клин, 2003. Стр. 65-67