Антоний, митрополит Сурожский, — епархиальный архиерей Московской Патриархии в Великобритании и Ирландии, настоятель собора Успения и всех святых в Лондоне. Он родился в 1914 году в Лозанне, а в 1920 г. вместе с родителями (отец состоял на дипломатической службе) выехал из России. Долгое время жил во Франции и является гражданином этой страны. По образованию врач. Во время второй мировой войны служил во французской армии, лечил как бойцов Сопротивления, так и раненых немцев, подчас лежавших в одной палате.
Такова краткая жизненная канва этого замечательного религиозного мыслителя и проповедника. Его книги, изданные на русском языке («Проповеди и беседы». Париж, 1976; «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Лондон, 1982) и на английском («Школа молитвы», «Бог и человек»), были переведены на многие языки и имели хождение в нашем самиздате.
М. Эпштейн. Владыка Антоний, отношения между религией и культурой очень осложнились с эпохи Возрождения, когда культура стала утверждать свою секулярность в борьбе с религиозными «предрассудками», религиозным мировоззрением… И вот теперь мы пришли к такой ситуации, когда культура, уже до конца — до возможного конца — обособившись от религии, осознала, что, в сущности, отказалась от той основы, на которой она исконно могла и должна была бы стоять. С другой стороны, не всегда однозначно положительным было и отношение религии к культуре, и здесь Православие нуждается в особенно острой постановке вопроса. По сравнению, скажем, с католичеством или протестантством его отношение к культуре, может быть, не всегда было столь эстетически осознанным и продуктивным. Эти вопросы, которые сплелись сейчас в нашей современной русской, советской действительности, имеют экзистенциальную подкладку, потому что люди, приходящие в Православие, уходят из культуры, предают презрению и забвению свои мирские занятия — научные, художественные и так далее.
Мне кажется, что, отрыв культуры от религии в значительной мере является результатом того, что религия или, верней, люди, которые исповедуют ту или другую религию, часто христианскую веру, сузили свое видение вещей; потому что, в сущности, наше отношение ко всему созданному и ко всему историческому, культурному, научному процессу должно было бы быть то же самое, что Божье отношение, т. е. вдумчивое, любовное отношение. Святой Максим Исповедник еще в шестом веке говорил о том, что человек создан из двух стихий: духовной, которая его сродняет с Богом, и физической, которая его сродняет со всем сотворенным миром; что его роль — весь сотворенный мир одухотворить, весь сотворенный мир привести к Богу, так, чтобы, по слову ал. Павла, Бог стал бы все во всем.
Исторически, мне кажется, мы в значительной мере забыли этот путь. С одной стороны, развилась религия, то есть вера, вероучение, аскетический и мистический путь людей, а с другой стороны, остался мир как бы вне религиозного мышления. Говорить, что мир во зле лежит, что нам не надо быть людьми мирскими, совсем не значит, что мы не ответственны за все, что составляет Богом сотворенный мир. И нет такой области, такой отрасли, которая не могла бы быть свята в наших глазах и освящена верующим человеком. Я в этом глубоко уверен.
Я окончил естественный факультет, был врачом после медицинского, и я переживал изучение физики, химии, биологии, медицины как часть Богословия, т. е. как часть познания того, что Бог сотворил, того, в чем Он открывается, того, что Он любит, потому что Бог ничего не сотворил властью, а сотворил любовью. И мне кажется, что Возрождение на Западе или аскетизм, который отвел людей от всего мирского, от политического, общественного, общекультурного мышления повсеместно, и в частности в православном мире, — несчастье. Культура должна была бы быть вся пронизана нашим религиозным опытом и должна бы быть осмыслена им. И мне кажется, что в наше время пора было бы переоценить и наше положение, и положение обезбоженной культуры, то есть, обмирщенного мира.
С нашей стороны — об этом я говорил на Соборе, — с нашей стороны мы должны были бы принести покаяние в том, что мы дали целому миру, миллионам людей, потерять Бога — тем, что мы оказались не христианами до конца, что никто, встречая нас, не видит Христа в наших глазах, в нашем образе не отражается сияние божественной жизни. И в этом и Церковь в целом, и каждый христианин должен был бы принести перед Богом покаяние.
Говоря о России, например, то колоссальное отпадение от веры — не объясняется ли оно словами, например, Лескова, который говорил, что Русь была крещена, но никогда не была просвещена? А кто ответит за это просвещение или отсутствие просвещения, как не христиане? С другой стороны, рассматривая культуру Запада — я сейчас не буду думать даже о Востоке, но о Западе, т. е. включая и Россию, и весь тот мир, который взошел как бы на дрожжах христианской веры, — то нельзя ли нам вглядеться в этот мир и переоценить его, расценить его по-новому, обращая внимание на то, сколько в нем чисто евангельского? Весь мир, как бы он ни был обезбожен, вырос на евангельской проповеди. И то, что многие мирские мыслители, политики проповедуют или провозглашают, — в сущности, укореняет себя в Евангелии. Например, Евангелие,— единственная сила, которая утвердила абсолютную значительность, абсолютную ценность отдельной личности. Древний мир не знал этого.
И я думаю, что нам надо совершенно заново пересмотреть наше отношение к отпадшему миру. Во-первых, осознав нашу ответственность за это отпадение, а во-вторых, прозревая глазами веры и любви ту вечную, евангельскую правду, то сияние образа Божия, которое остается в отдельных лицах и, значит, в совокупности этого общества. Мне кажется, что это очень важный момент.
Теперь, самое легкое для нас, конечно, отойти от мира и создать свое замкнутое общество. Но это замкнутое общество, по моему убеждению, отрицание нашего призвания. Потому что Христос пришел спасти погибшего. Он пришел грешных спасти, а не праведных, Он пришел принести мир с людьми, которые были во вражде с Богом. И я помню, что, разговаривая с патриархом Алексием и ставя ему вопрос, как бы он определил Церковь, — он мне сказал, что Церковь — это тело Христово, распятое для спасения мира. Я его знал довольно-таки хорошо, и он, конечно, не думал о том только, что Церковь — это общество людей, которые молятся о спасении мира, но которое идет в мир. Христос нам сказал, что мы свет — мы должны идти во тьму, что мы соль, которая предохраняет от гниения. Мы должны идти туда, где гниль начинается, мы обладаем верой, т. е. уверенностью в существовании Бога.
Божественный масштаб человека в том, что всякий человек призван стать причастником божественной природы, как говорит ап. Петр. Вот эту веру — не только в Бога, но в человека — мы должны принести в мир. Мы должны принести в мир уверенность, что Бог не напрасно создавал людей, и что Он в каждого человека верит, что Он надеется на каждого, что любит до крестной смерти каждого человека, и поэтому нет такого человека, как бы он ни был далек от Бога в своих собственных глазах, — который не был бы бесконечно близок Богу, Который так нас возлюбил, что на кресте Он приобщился ужасу нашей Богооставленности и воскликнул: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты меня оставил?» Он умер нашей смертью, Богооставленностью нашей, и никто не может измерить трагедию неверующего или атеиста, сознательного безбожника, так, как Христос мог тогда это пережить. Он приобщился всему тому, что представляет собой тварность, оставляя в стороне грех, но принимая на себя все трагические последствия греха. И поэтому мы неразлучны от мира, мы существуем ради мира. И это очень важный, по-моему, момент.
Теперь, если говорить об обращении, то есть о людях, которые уже в зрелом возрасте встречают, находят Христа, находят веру — я в какой-то мере принадлежу к этому роду людей… Конечно, первое, куда стремишься, — это все забыть и быть только со Христом, только в молитве, только в чтении Священного Писания, только в углублении того дива, чуда, которое раскрылось. Но тут мы должны помнить то, что случилось с апостолами Петром, Иаковом, Иоанном, которых Христос взял с собой на гору Преображения. Они там видели Христа во славе. Но в славе Он им явился в момент, когда Он с Моисеем и Илией говорил о Своем крестном уходе из мира. Полнота божественного сияния — это крестная любовь. И когда Петр Ему сказал: «Останемся здесь, нам здесь хорошо быть»,— то Христос сказал: «Нет, пойдем отсюда». И Он взял Своих учеников в долину, и там они встретили бесноватого ребенка, горе отца, его полуверу, бессилие учеников исцелить этого ребенка … И с горы Преображения, где хотелось ученикам остаться навсегда, Он именно их привел в гущу человеческого горя.
Это нам более, конечно, понятно, чем погружение в культуру в ее высотах. Но мы должны уметь читать, читать произведения искусства, читать литературу, вчитываться в пути Божии в истории — и в личной истории человека, и в истории народа. И нет ничего чуждого человеку, которое должно было бы быть чуждо христианину,— это слова не мои, а Тертуллиана. И мне кажется, что это очень важно, и у меня довольно-таки теперь большой опыт людей, находящих Бога, обращающихся к Богу, и мне всегда вспоминаются слова Исаака Сирина: «Если увидишь новоначального, возносящегося на небо, схвати его за ноги и сбрось наземь, потому что, чем выше он взлетит, тем больнее он ударится, когда упадет».
И мне кажется, что это очень, очень важно помнить. Трезвость, постническое отношение, т. е. не быть жадным ни в молитве, ни в чтении, ни в чем … Быть готовым оставить, как кто-то из писателей древности сказал, оставить Бога ради Бога, т. е. молитву, приобщенность ради того, чтобы послужить ближнему. Иоанн Лествичник говорит: «Если ты находишься в созерцательной молитве и услышишь, что твой сосед по келье просит чашу воды, оставь твою молитву и дай ему воду, потому что молитва — твое дело частное, а эта чаша воды — дело божественное.»
М. Эпштейн. Скажите, может ли православный учиться у других культур и у других вероисповеданий, есть ли что-то духовно полезное в том, чтобы православный приобщался к сокровищам, скажем, католической или протестантской духовности или индуизма, буддизма — через культуру, или непосредственно через чтение соответствующей вероучительной литературы? Как вы считаете, что сейчас полезнее — изоляционистская или, напротив, открытая стратегия духовного саморазвития?
Опасность, конечно, очевидна в том, что человек неискушенный, религиозно малоопытный или умственно не подготовленный может попасть в плен умов гораздо более развитых, утонченных, чем его собственный ум, и поэтому быть увлеченным на какие-нибудь пути неправды. Я сейчас думаю больше о католичестве, чем о протестантизме, потому что я думаю, что в католичестве гораздо больше неправды, а в протестантизме гораздо меньше правды. В протестантизме не хватает многого, тогда как в католичестве очень многое извращено. Но вчитываться, вдумываться, сравнивать с учением Православия может быть очень полезным упражнением в том смысле, что если это делать, продолжая молиться, продолжая жить церковной жизнью, продолжая общаться с Богом на всех доступных путях, т. е. и молчанием, и молитвой, и чтением, и таинствами, то мы можем постепенно, все яснее и яснее увидеть красоту, глубину и правду Православия.
Что касается нехристианских религий, я думаю, что Бога никто не может выдумать, и поэтому всякая религия, которая говорит о Боге, говорит изнутри какого-то непосредственного опыта Божества. Этот опыт может быть очень неполным, но этот опыт реален; он может быть отчасти искаженным именно неполнотой своей, потому что природа не терпит пустоты; но вместе с этим есть какое-то непосредственное знание, опытное знание, к которому мы можем или приобщиться, или которое может кое-что раскрыть. Греческое слово «теос» — Бог — имеет два корня. Один корень говорит о Нем как о Творце, а другой корень как бы направляет мысль на то, что это Тот, перед вторым поклоняются. И немецкое слово «Gott» или английское слово «God» — от предгерманского корня, который значит «тот, перед которым падаешь на колени» … И я думаю, что нет ни одного человека на земле, который когда-либо не пал на колени перед живым Богом, которого он вдруг ощутил,— и который не встретил бы живого Бога. Как он потом этот свой опыт начинает выражать умственно, какие формы ему придавать, как истолковывать его — вот тут могут начаться отклонения, ошибки, но коренной опыт не существует, мне кажется, без реального опыта.
Конечно, можно сказать, что человек может быть предметом искушения от сатаны, но тут есть тоже критерий… Я помню, святой Серафим Саровский говорил о том, что, если внутренний опыт сопутствуем светом ума, теплотой сердца, радостью, чувством глубокого смирения и благодарности, можно думать, что он от Бога, потому что дьявол холоден. Когда мы под его действием, то мы вступаем в область мрака, холода, гордыни и так далее. Если первое качество есть в человеке, то можно сказать, что, может быть, он коснулся только края ризы Христовой — я не говорю о том, что он приобщился к Богу полностью, но что это принадлежит области Божьей. Конечно, каждый раз, как Бог приближается к человеку, приближается и темная сила, желающая его оторвать … Но это справедливо сказать и в Православии: как только ты начинаешь молиться, начинаются соблазны; как только ты ищешь интегральную духовную жизнь, так тут же начинаются какие-нибудь трудности — извне, изнутри, это общий закон.
Может быть, это и в позор я скажу себе, но я очень много понял в христианстве и в православной вере от чтения и от общения с нехристианами, просто с секуляризованными людьми, с неверующими, которые были, если можно так выразиться, человеками, то есть в которых я увидел настоящего человека, способного на любовь, способного жертвовать, способного на сострадание, на милосердие, на все то, о чем говорит притча об овцах и козлищах. Там ни одного слова не сказано о том, что люди будут судиться по тому, какие были у них богословские убеждения, вопрос только в том: ты был человеком или ниже человека? Если был человеком, тебе путь открыт божественный; если ты не был даже человеком, тогда не требуй небесного.
И вот мне кажется, что можно найти очень многое везде, не открываясь всему, вглядываясь во все, как говорит ап. Павел: «Я все испытую, добра держусь.» Но если мы не будем испытывать, т. е. не будем всматриваться, вглядываться, стараться понять то, что вне нас, то мы, конечно, сузимся настолько, что даже перестанем быть воплощением Православия. Потому что Православие так же просторно, как Сам Бог. Если оно не в размер Бога, то это земная религия, а если оно земная религия, то это одна из религий, это не опыт о Боге.
М. Эпштейн. Скажите, почему вот этим людям — я тоже часто их встречал, — отзывчивым и добрым по естественной наклонности своей души, Господь не посылает веры, сознательно выраженной? Может быть, в какой-то степени они и без нее добры? Но возможно ли добро без веры? Или сама их доброта, сама их расположенность к людям, сама их человечность — это и есть способ пребывания в вере, способ пребывания в Боге? Я постоянно задаю себе тот вопрос, потому что много встречается — ну, не то чтобы атеистов у нас, а людей, как бы выросших без Бога и осуществляющих вполне хорошо свое человеческое дело — не то чтобы, отвергая Бога, но как бы без помощи Бога, без сознательного обращения к Нему.
Митрополит Антоний. Я не могу на это ответить, потому что, если бы я мог на это ответить, то я прославился бы во всем православном мире за мудреца. Но мне кажется, что можно какие-то вехи указывать. Во-первых, нет ни одного человека, в котором, может быть, схороненный, но все же живой образ Божий не продолжает жить и действовать. Нет ни одного человека, который не является иконой и в котором не действует эта его иконность, его сходство с живым Богом.
Из этого следует, что очень многое из того, что мы называем человеческим, является на самом деле на грани божественного. Когда вы читаете Евангелие, вы встречаете не только живого Бога, но истинного, единственного истинного человека в лице Христа, человека в полном смысле этого слова. И потому всякий человек — тем, что он человек — уже приобщен к этой тайне Христа. Другое, мне кажется … но это моя выкладка, и потому я не уверен в объективности своей мысли … Человечество не состоит из отдельных, разрозненных особей. Каждый из нас рождается не как новая тварь, а как наследник всех предыдущих поколений. Это подтверждается тем, что в Евангелии — и у Матфея, и у Луки — нам дана родословная Христа. Если для Него Его родословная имеет какое-либо значение, то она имеет значение и для нас. Он является наследником всех родов человечества от Адама до Пречистой Девы Богородицы. Во всех этих родах есть святые, есть — как вам сказать — то, что мы назвали бы грешники как все, люди несовершенные, и есть грешники очень отъявленные, скажем, Рахав-блудница, явный такой пример, — и она является предком Спасителя Христа.
Теперь, можем ли мы себе представить, что их делает частью этого потока, который в итоге нас приводит к воплощению Сына Божия? Мне кажется, то, что, греховные или праведные, они всем своим существом стремились — успешно или вполне безуспешно, на внешний взгляд, — к полноте бытия, как они его понимали, т. е. к Богу. Они жили ради Бога. В еврейском народе, конечно, еще ярче, чем в языческом, потому что весь еврейский народ был направлен единственно к этому. И мне кажется, что каждое поколение наследует от всех предыдущих поколений — ну, в частности, ребенок от своих родителей и ближайших предков — свойства ума, свойства сердца, свойства воли, телесные особенности и разрешенные и неразрешенные проблемы. То есть, если родители в себе самих разрешат какую-то проблему, они передают детям человечество более утонченное, освобожденное от этого «проклятого вопроса» употребляя слова Достоевского. Если они не сумеют его разрешить, следующее поколение рано или поздно, с ним столкнется. И я знаю случаи людей, которые мне говорили: «Я не знаю, на меня находит то или другое искушение, во мне встает та или другая проблема, которые мне совершенно чужды. Откуда?» И, копаясь в их прошлом, мне удавалось несколько раз найти у прародителей и у родителей ту же проблему неразрешенную, и она встала перед этим человеком, который ее разрешил именно потому, что он знал, что это унаследованное и что, разрешая эту проблему, он эту проблему разрешает для своей бабушки, для своего деда, для своего прадеда и для своих родителей.
Очень интересный сделан был опыт лет, я думаю, двадцать тому назад врачом-исследователем в Америке, который сделал эксперимент над собой лекарствами, которые как бы уничтожали грань между сознанием и подсознанием, не сознанием. И он описывает это очень интересно. Он увеличил дозы под контролем своего коллеги. Сначала он себя ощущал как он есть, потом он в себе открывал такие глубины, о которых он не знал … А чем дальше он шел — вдруг всплывали образы, образы предков, образы людей, которые по одежде, по языку принадлежали к той или другой эпохе прошлого, которые были его плотью и кровью, которые как бы жили в его душе, и судьба которых решалась в его судьбе.
Это моя выкладка, поэтому у вас нет никакого основания верить тому, что я говорю. Но для меня это очень ярко, очень убедительно. И потому то, что человек не приобрел веру, не значит, что он не подготавливает почву к тому, чтобы вере открылся какой-нибудь из его потомков. И через этого потомка оправдается у Бога, потому что он будет той почвой, из которой могла вырасти эта вера. Это, может быть, мои фантазии, но я не уверен, что это фантазии. Я уверен, например, что Рахав-блудница была оправдана во Христе.
Вот мое единственное объяснение, не говоря уже о другой стороне. Вера от слышания, слышание — от слова Божия, но не только от слухового слышания, а от того, кого вы встречаете. И не мы ли, верующие, виноваты в том, что окружающие нас люди, встречая нас, не встречают Христа? Можем ли мы упрекнуть неверующего тем, что он не может верить в Христа, глядя на нас? Еще апостол Павел говорил, что ради вас имя Христово хулится. Люди бы и рады поверить, но — Господи, посмотри на них, если это ученики Христовы, то зачем нам приобщаться? … И за то мы ответственны, потому, когда мы говорим: вот, эти люди не верят, несмотря на то, что мы говорим… Я помню, мой духовный отец мне раз сказал, что никто не может отвернуться от падшего мира и обратиться к Богу, кто не увидит либо на лице, либо в глазах хоть одного человека сияние вечной жизни. Если бы люди сейчас встречали Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского, можно назвать сонмы людей, — они бы остановились, посмотрели бы и сказали: «Что же в этом человеке, чего нигде прежде не видел?»
Английский писатель Льюис в одной своей передаче говорит: «Всякий неверующий, встречающий верующего, должен был бы остановиться и воскликнуть: «Смотри — изваяние стало живым человеком, каменная статуя ожила.» Но можно ли это сказать о нас? И можем ли мы сказать, почему они не верят? — очень просто: потому что они ни в ком из нас не встретили откровения о том, что такое человек, который встретил Бога.
М. Эпштейн. Владыка Антоний, еще один вопрос, может быть и ясный, но уж очень запутанный в нашей современной жизни. Дело в том, что встречаются христиане, во всяком случае, люди, так называющие себя, которые каким-то образом отождествляют христианство, или по крайней мере Православие, с русской идеей, с русской верой. Причем я знаю много искренних и воодушевленно верующих людей, которые в то же время убеждены, что, поскольку русский народ — единственный из больших народов остался верен Православию, постольку Православие соединяется органически с национальной идеей, и русский народ обладает мессианским предназначением, в том смысле, что он несет правду Божию всем прочим народам. И вот эти выражения: «национальный идеал», «русская вера», «русская идея» — если мы посмотрим современные самиздатовские и даже не самиздатовские журналы, выходящие в зарубежье и в самой России, то увидим, что этим озабочена чуть ли не больше всего современная православная мысль. Не вопросами онтологии, доказательства бытия Божия и т. д., а вот именно этим: национальное, мессианское и христианское … Что можно сказать здесь? Я не могу себе представить, чтобы евангельский Христос мог воспринять такие понятия, как «русская идея», или «итальянская идея», или «французский идеал», они просто не ложатся в душу и плоть христианства … И вообще — возможны ли мессианские народы после «ограниченно» мессианского — то есть в пределах определенного исторического срока, о котором говорится в Ветхом Завете?
Я думаю, что можно нам вернуться к мысли летописца Нестора, который говорит, что каждый народ обладает какими-то личными, своеобразными свойствами, которые он должен включить в общую гармонию всех христианских народов (это не цитата, но это его мысль); что все христианские народы должны были бы быть, как голоса в хоре или как ноты музыкальные. Каждая из них должна звучать единственным своим звуком, с предельной чистотой, но вместе с этим они должны сливаться в одну гармонию, в один-единственный сложный, богатый звук. И в этом смысле Христос является всечеловеком, Он не является ни евреем, ни русским, ни немцем, никем; Он не является ни семитом, ни белым, ни черным, ни желтым; он — Человек через заглавное Ч… И вполне справедливо и китайцы, и негры, и белые, и черные, и все пишут образ Христа в своем национальном виде. Есть английский Христос, есть немецкий Христос, русская икона, греческая икона и т. д. Поэтому мы не можем говорить о том, что какой бы то ни был народ по своей онтологической сущности является единственным.
Можно сказать, что исторически тот или другой народ, в ту или другую эпоху предназначен сыграть ту или другую роль. Скажем, было время, когда расцвет Православия был в Византии — мы не можем этого говорить теперь. Теперешний Константинополь не является древней Византией. Можно сказать, что в русском народе есть такие душевные свойства, которые, может быть, его делают более широким, объемистым, всеобъемлющим … Но это случайное, это может быть делом определенной эпохи.
Скажем, из моего опыта здесь… Русское Православие понятно и доступно Западу, западным людям, греческое — нет. Потому что греческое настолько этнически обусловлено, настолько греческое (я не говорю эллинистическое, потому что это предполагает культуру, а греческое в смысле узкой этники), что оно не доходит до западных. Я знаю двух, одного епископа и одного архимандрита, англичан, которые при мне разговаривали после богослужения в греческом соборе, и один из них сказал: «Если бы было только греческое Православие, никто бы из нас православным не стал. Русское Православие открывает Православие людям на Западе, как греческое не открывает или арабское.»
Но опять-таки, когда я был молод, я принадлежал к чисто русской православной среде, где мы и не думали употреблять иностранные языки, и не думали включать в себя нерусских. А теперь, за последние десятилетия, Православие стало верой очень многих западных. Во-первых, потому что от первой эмиграции через смешанные браки с людьми всех национальностей выросло четвертое поколение детей и молодежи, которые русского языка больше не знают, которые не вкоренены в русскую культуру в том смысле, в котором русские в Советском Союзе или в дореволюционной России были культурно русскими. Они чистые англичане, немцы, французы, что хотите. Но они православные. Кроме того, у нас несколько сот обращенцев просто из местного населения — есть у нас англичане, во Франции есть французы, есть немцы — люди, которые ничего общего не имеют кровно с русской действительностью, но которые обрели Бога, Евангелие, Христа, веру, церковь, новую жизнь — в Православии. И поэтому говорить о том, что эти люди как бы православные второго класса — невозможно, они такие же православные, как самые коренные русские.
И слава русского Православия, мне кажется, на Западе в том, что мы не являемся этнической церковью, мы являемся носителями русской духовной культуры, с ее свойствами, с переживанием Бога как предельной красоты, истины, и правды, и жизни, воплощенными в богослужении, в благоговейном его совершении … Цельность и простота нашего богословия, наша открытость всемирному мышлению, сострадание, которое родилось от великого страдания — вообще все эти свойства открывают Православие другим людям. И они являются православными, полноправными, нашими православными людьми. И поэтому я уверен, что русский народ и Россия должна сказать живое слово Православия, особенно после того, как она прошла через горнило испытаний 70 лет с лишним, через гонения, ужас, искания, через тьму и свет. Она может сказать более убедительно, чем те православные народы, которые не проходили через трагедию, которые не обрели заново свою веру, уже сознательно, лично, по зрелому, по-взрослому. Но не потому, что это русские, а потому, что такова была наша судьба.
Я говорю «наша» … Конечно, в Советском Союзе пережито в тысячу раз больше, чем, скажем, мое поколение переживало на Западе, но и мое поколение кое-что пережило. Мы не проплыли через историю этих 70 лет без ран, без боли, без тоски. И поэтому я верю, что русский народ может быть богоносцем — но это не всегда видно, и порой совершенно этого не видно. Бывают эпохи, когда другие народы были богоносцами, и мы должны быть очень осторожны, потому что очень легко от гордыни пасть, почувствовав, будто мы — избранники …
М. Эпштейн. Вы полагаете, что то отпадение огромных масс от Церкви, которое совершилось в нашей недавней истории, — это знак какого-то избранничества или это грех?
Это можно истолковывать разно. Можно сказать, то, что я уже сказал: «Русь была крещена, но не была просвещена, что было очень много темной веры, было очень много суеверия и было очень много золота в русском народе.» Но за недостаток просвещения, за темноту, за суеверия ответственна, конечно, Церковь. Я говорю Церковь — не как тело Христово, — просто конкретная церковь, вы, да я, да все, кто жили до нас и кому было дано учить людей и, кто не учил никого или учил плохо.
Это одно. С другой стороны, время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17) И я помню, что в мою молодость эта фраза употреблялась как доказательство того, что русская Церковь является церковью над всеми церквами. Я думаю, что это очень оптимистическое толкование, что это, может быть, очень было бы приятно, но это не было так.
Но Бог действительно произнес какой-то страшный суд над русской церковной действительностью, и не только над церковной, но и народной действительностью. Пути Божьи неисповедимы, мы не можем знать, каковы Божьи пути, мы не можем знать почему, но мы можем знать куда. Мы можем знать, что в результате всех трагедий, пережитых что-то случилось, какое-то возрождение, какое-то восприятие Евангелия, Христа, Бога, Церкви как что-то совершенно живое и новое. А это большая милость Божия.
Опубликовано: Труды. Т.1. — М.: Практика, 2002.