…Меня очень поразили слова Бакунина: «Бог появляется — человек гаснет», и немножко дальше: что человек может рассматривать как оскорбление себе то, что жизнь и всё содержание её является даром.
Мне кажется, что и на самом деле, при неверном понимании и Бога, и человека можно себе представить, будто величие Божие построено ни на чем ином, как на уничижении человека — это видно на некоторых иконах, где Бог изображается в человеческий рост, а человек — в мышиный; но это же только картина, и если мы этого не понимаем, то мы ничего вообще не можем понять ни в искусстве, ни в выражении, которое мы даём нашим мыслям и нашему опыту.
Относительно же оскорбления, которое человек может пережить при мысли, что всё в жизни, начиная с самой жизни, является даром, мне кажется — это недоразумение, это непонимание самой сердцевины вопроса.
Дело в том, что дар и любовь — нерасторжимо связаны. Всё, чем мы обладаем, что нам дано, — вырвано из таинства любви. Именно только то, что мне дано, является знаком и доказательством любви — как Божией, так и человеческой; и первая заповедь Блаженства «блаженны нищие духом» говорит о нищенстве не в том смысле, что у нас ничего нет — мы очень богаты: у нас есть жизнь, бытие, ум, сердце, воля, тело и весь мир вокруг нас; но мы нищи духом тогда, когда понимаем, что всё это нам принадлежит только как подарок, что это подарок, это знак любви, и мы живем в Царствии Божием — именно в Царстве любви.
Бог же, со Своей стороны, хочет, чтобы мы были творцами и великими; мы призваны Богом стать участниками Божественной природы, вырасти в полную меру дружества с Богом.
Возьмите, например, притчу о блудном сыне. Он, от стыда сгорая, готов стать рабом в доме своего отца — отец не соглашается. Нет, — говорит он, — сыном ты можешь быть недостойным, но достойным рабом – никогда. И о том же говорит нам притча о талантах. Притча о талантах нам показывает, что Бог проявляет к нам предельное доверие; Он нам вручает талант, т.е. и всё, что есть у нас собственного, в душе, в уме, в сердце, и весь мир, и даёт-то Он нам его в руки как хозяин, который своим слугам оставляет все свое хозяйство перед тем как удалиться. Он как бы перепоручает нам всё — и человечество наше, и всю природу, и мир. Этим показывается доверие, которое рабу или презренному человеку не окажешь.
И с другой стороны, здесь есть обоюдный риск. Бог нам вручает мир, который мы можем изуродовать, сделать страшным — и на самом деле мы это сделали, — но Бог берет на Себя этот риск, и отвечает на наш страшный поступок изуродования мира Воплощением, Он делается человеком для того, чтобы мы могли снова поверить в себя, поверить в мир и стать творцами. А с нашей стороны Он требует, именно требует полного расцвета нашей личности, творчества наподобие Себе, и только тот из слуг господина в притче наказан и извергнут, который ради какой-то трусливой безопасности ничего для того, чтобы принести плод жизни, не сделал.
Бог хочет, чтобы мы выросли в ту меру, которая явлена нам во Христе, т.е. именно стали такими же великими, как Он Сам. Вот о чем говорит нам Воплощение, и вот то, во что веруют те, которые за Христом пошли в творчество, в величие человечества и в радость этого чуда доверчивой, щедрой и храброй Божественной любви. Аминь.