него в сердце водворялся мир, и мы продолжали двигаться дальше, вскрывая слой за слоем. Один русский святой говорил, что производить суд своей совести – все равно как луковицу чистить: вначале снимаешь сухую шкурку, она отваливается без труда, потом начинаешь снимать слои, в которых сохранился сок, и тогда льешь слезы и плачешь, плачешь, пока не дойдешь до самой сердцевины и не обнаружишь, что она сладка. Этим мы и занимались. Мы занимались этим три месяца, в течение которых он постепенно угасал. И когда он уже умирал, недели за две до смерти, когда от него уже ничего не оставалось, кроме больших сияющих глаз, слишком слабый, чтобы держать ложку, он мне сказал: «Знаете, мое тело почти умерло, но я никогда не ощущал себя таким интенсивно живым, как сейчас». И поскольку он обнаружил, что жизнь зависит не от физического состояния, а от цельности, которую приобрел, от жизни преизбыточествующей, в которую погрузился, он смог взглянуть в лицо смерти так, как не смог бы взглянуть, если бы предстал перед ней со всем грузом своего прошлого, со всей горечью, болью, неудовлетворенностью и отчуждением. На этом я закончу свою беседу, которая и так оказалась слишком длинной.
[1] Спящий Вооз. Пер. Н. Рыковой / Гюго В. // Собр. соч. в 15 т. — Т. XIII. М., 1956. С. 319
[2] Шутка, хитрость и месть. Пер. К. А. Свасьяна / Ницше Ф. // Соч. в 2 т. – ТI. М., 1990. С. 511
[1] Впервые опубликован на англ. яз.: Metropolitan Anthony of Sourozh. The Spirituality of Ageing. London: Christian Council on Ageing, 1993