Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Чем глубже мы вживаемся в Божественную литургию и в те обстоятельства, которые делают нас более чуткими к словам литургии, тем шире она как бы распахивается перед нами, становится глубже, раскрывает нам вещи и человеческие, и божественные.
Как часто мы слышим, в начале Заповедей блаженства, слова: «Помяни (вспомни) нас, Господи, когда Ты придешь во Царствие Твое», когда Ты воцаришься во славе… — и слова эти звучат в наш слух так естественно, так просто. И вместе с этим, если представить себе на мгновение, что придет время, когда Господь Иисус Христос придет во славе, победив всё для нас и для Бога, преодолев всякое зло и обратив этот мир в Свое Царство любви, святости, совершенной красоты, — если подумать об этом мгновении и представить себе, что кто-то из нас окажется забыт — что тогда? Забытые Богом…
Мы живы, мы существуем только потому, что мы не забыты! Только потому, что Он помнит нас даже тогда, когда мы забываем сами себя и друг друга, нас держит в жизни Его жизненная сила, Его благословение, Его жертвенная любовь; так дивно подумать, что мы не можем выпасть из Божией памяти, даже когда люди забудут нас! А это случается. Я вспоминаю темный день, когда я сидел с одной семьей, и открылась дверь, и вошел человек, который пять лет был на войне, и считалось, что он погиб; и его жена посмотрела на него и сказала: Ты жив? Мы думали, ты умер… И эти слова означали: Мы надеялись, что ты умер, потому что раз ты умер — можно начать жить заново, по-новому; я встретила новых людей, вышла замуж за другого человека; и ты пришел — ты не должен был приходить, ты должен был остаться в мертвых…
Можете себе представить, что пережил этот человек?! И можете себе представить, что испытал бы любой из нас, даже самый грешный, если бы, представ перед Богом, мы бы вдруг увидели, что Он не помнит нашего имени, нашего лица, не помнит, что мы существуем… И какое дивное вдохновение, если подумать, что весь мир может забыть нас, но есть Кто-то, Кто никогда, никогда не забудет: не забудет Господь Иисус Христос, Единый Бог в Троице, Бог, Который есть любовь.
Подумайте, что случилось в сегодняшнем Евангелии: Петр увидел, вместе с другими учениками, Христа — как привидение, как призрак, идущий по волнам; страх его охватил: призрак! И все они закричали в испуге. И Христос сказал: Не бойтесь! Это Я!.. Их кидали волны, как нас кидают обстоятельства жизни и наши внутренние бури. Но когда Петр услышал голос Xриста, он воскликнул к Нему: Дай мне прийти к Тебе, прямо по волнам… Он знал, что это невозможно, по-человечески, но знал тоже, что Богу и в Боге возможно ВСЁ. И Христос сказал: Приди!.. И Петр оторвался от ненадежной защищенности лодки, в которой он был с другими учениками, и пошел. И вдруг он посмотрел на море, вместо того, чтобы смотреть на Христа, увидел бурю, вместо того, чтобы видеть Того, Кто есть Господь бури и Господь тишины, стал тонуть. И в то самое мгновение, когда он потерял из вида Христа, он вскричал: Помоги! — И Христос взял его за руку и привел на твердый берег.
И тут тоже мы видим, что даже тогда, когда нас уносит страх, уносит колебание, уносит буря, бушующая кругом или внутри нас, Кто-то всегда помнит, в любви, в сострадании, в таком понимании, которое превосходит всякое наше понимание, потому что Он испытал все глубины человеческой хрупкости, поднял и понёс всю тяжесть человеческого греха, и Он может сказать: «Не бойся!», взять нас за руку и спасти нас.
Задумаемся на мгновение о том, что означает, что мы не забыты; что означает для всех нас, для каждого из нас, что есть люди, которые помнят нас, для кого мы нужны. Один французский писатель сказал: сказать человеку «Я тебя люблю″ — то же самое, что сказать «Ты никогда не умрешь», — потому что это самое высшее, величайшее утверждение личности человека; будучи так утвержден, человек не может выпасть из вечности, из Божией вечности, потому что вся любовь — от Бога.
Как дивно, что спасение предложено и дано, и что мы можем быть участниками этого дара через нашу любовь к другим и неугасающую память!
Аминь.