Митрополит Антоний Сурожский

Неделя 2-я Великого Поста

6 марта 1988 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В одной из тайных молитв, которую, повторяя слова Иоанна Златоустого, священник читает в начале литургии во время малой ектении, говорится, что если двое или трое согласны друг со дру­гом во всякой вещи, то благодать Божья, сила Божья, Сам Бог бу­дет посреди них, будет с ними.

Что же именно, какие слова являются ключевыми в этой молит­ве? Я думаю, речь не о том, что двое или трое могут иногда договориться, когда у них есть общий интерес, единомыслие, единое отношение к вещам, но когда они готовы хранить согласие, едино­душие, быть заедино во всех обстоятельствах, так, чтобы забота одного была нашей заботой и заботой каждого, и так, чтобы переживать грех каждого, как нашу собственную ответственность, а не только ответственность согрешающего. Потому что если бы мы были подлинно христианской общиной, то сколько поддержки, сколько помощи каждый член общины получил бы в своей борьбе за целомуд­ренность своей жизни!

И вот, единство, согласованность во всем есть предвари­тельное условие для того, чтобы среди нас мог присутствовать Бог, Божия сила и благодать, Божия жизнь, Божия ликующая радость и любовь. Но уже своим современникам апостол Павел говорил: Увы, среди вас бывают разделения!.. И эти разделения губят то единство, которое могло дать Богу место, дало бы Ему возможность действовать.

Нам надо задуматься об этом очень внимательно, потому что по естественной склонности мы не можем любить всех и каждого; нам очень трудно понимать друг друга; нам очень трудно нести тяжесть другого, выносить друг друга; нам кажется почти невоз­можным разделить грех другого человека, как свой собственный. И вместе с этим, если на недостатки, на грехи, даже на подлин­ное зло, которое может качествовать в том или другом человеке, мы ответим отвержением, мы сами окажемся разделенными от Бога, пото­му что Бог не отвергает ни одного из нас. Бог стал одним из нас ценой воплощения, ценой, которую Он заплатил по любви к нам, и не по любви к праведникам, — Он ведь сказал, что не здоровые нуждаются во враче, но больные. Он пришел, чтобы с тем самым грешником, с тем самым невыносимым человеком, которого мы отвергаем, с кем мы в раздоре, разделить не только нашу общую человеческую природу, но их судьбу, их муку, их борение. Недаром Исаия, говоря о Христе, пророчески сказал, что на Нем лежала тяжесть греха всего мира.

Задумаемся над этим; потому что если мы хотим стать тем, чем мы не являемся: христианской общиной, общиной людей, которые горячо, если нужно — жертвенно друг друга любят, чья любовь готова быть распятой, то мы очень многому должны научить­ся в наших отношениях друг с другом. Как можем мы поднять глаза на Распятого, если мы не хотим нести тяжесть друг друга, ес­ли мы не готовы, в сочувствии и сострадании, стать заедино друг с другом? И как мы можем предстоять Богу, который по любви к погибшему отдал Свою жизнь, если мы отвергаем тех, за кого Он умер, отворачиваемся, хотели бы исключить их из своей жизни, — потому что так просто было бы жить с теми, которые не представляют для нас проблемы? И поступая так, мы становимся чуждыми Богу: не Его действием, не действием кого-либо вокруг нас, но по собственному свободному выбору, потому что тех, за кого Христос жил и умер, мы принять не можем.

Задумаемся над этим; и будем побеждать в себе все, что ме­шает нам быть заодно с Богом и через это единство с Богом принимать друг друга даже ценой собственной жизни.

Аминь.

 

 

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: