Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Углубляясь дальше и дальше в недели Великого поста, мы можем со всё возрастающей благодарностью и радостью сказать: Жива будет душа моя, и в благодарности я прославлю Тебя, Господи!
В первую неделю Поста мы видели исполнение всех ветхозаветных обещаний о спасении: Бог стал человеком, спасение пришло, — возможно, всё.
А потом, на второй неделе, святые всего мира торжествующе провозгласили нам, что Бог не только пришел и жил среди нас, но и излил на нас, на Свою Церковь и в каждую человеческую душу, готовую принять Его, преображающий дар и вселение Святого Духа, Который постепенно всё глубже вводит нас в общение с Живым Богом, пока не придет, не наступит день, когда мы станем причастниками Божественной природы…
И сегодня, если мы спросим себя: но как это возможно? как может быть, чтобы мы были прощены, как может зло упраздниться? — если мы себя так спросим, то, воззрев на Крест, мы еще одной ступенью углубимся в благодарность, погрузимся в радость и в уверенность.
Есть в Евангелии место о том, как Христос говорил о спасении и о его условиях, и Петр спросил Его: Но тогда кто же может спастись? — и Христос ответил: То, что невозможно людям, Богу возможно!.. Он пришел Сам; полнота Божества обитала в человеческой личности, и Он имеет власть простить, потому что Он — жертва всего зла, всей жестокости, всей разрушительности в человеческой истории: поистине, никто, кроме жертвы, не может простить тем, кто в ее жизнь принес зло, боль, горе, разрушение, смерть. И когда Христос говорит: Отче, прости им, — они не знают, что делают! — Он прощает не только Своих собственных убийц, Он идет гораздо дальше, потому что Он же сказал: Что сделали единственному из самых меньших Моих братьев и сестер, вы Мне сделали: не только доброго, но, поистине, и самого худшего. Потому что состраданием, солидарностью Он отождествляется, делается единым с каждым страдальцем, и смерть, боль, мука душевная каждого — Его смерть, и боль, и мука. И поэтому, когда Он молится: Отче, прости! Они не знают, что они делают, что они сделали… — Он молится за каждого из нас не только в Свое имя, но и во имя всех тех, которых в результате человеческого греха посетило зло.
Но прощает не только Христос: каждый, кто пережил страдание, в душе ли, в теле или в духе, призван отпустить на свободу тех, которые это страдание причинили. Ясно тогда, почему Христос говорит: Прости, чтобы и тебе было прощено: потому что жертва и виновный связаны в едином узле взаимной солидарности и ответственности; только жертва может сказать: Господи, прости ему, прости ей! — и только тогда Господь может ответить: Прощаю!..
Но понятно ли нам, какую это на нас накладывает ответственность в отношениях со всеми и с каждым? А также какая дивно-бездонная глубина надежды распахивается перед нами, когда мы взираем на Крест и видим, что в солидарности со всем человечеством Христос, поднимая на Свои плечи всё страдание земли, вольной волей соглашаясь на невозможную смерть, сказал во имя всех страдальцев: Да — мы прощаем!
Это — еще один шаг к свободе, еще один шаг к тому моменту, когда перед нами предстанет Воскресение Христово, которое и нас охватывает целиком, потому что воскресший Христос всем и каждому из нас открывает полноту вечной жизни.
И вот снова и снова мы можем сказать, что Пост — это весна новой жизни, нового времени, обновления, и не только через покаяние, но и тем, что Христос Сам берет нас, как пастух взял на Свои плечи заблудившуюся найденную овцу, как Христос взял Свой Крест, принес его на место смерти и упразднил смерть, упразднил зло прощением и отдачей Своей жизни. И вот еще и еще раз нам предложен новый шаг в свободу и в новизну. Вступим же еще глубже в эту тайну, в это чудо спасения, и возрадуемся о Господе, и, радуясь, шаг за шагом, еще и еще, выразим свою благодарность новизной, обновлением своей жизни.
Аминь!