Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее Евангелие нам говорит о странах, лежащих во тьме и сени смертной, в которых, однако, воссиял великий свет. Но относится ли это и в наши дни к тому миру, в котором мы живем? С тех пор, как в Галилее и в приморье Святой Земли воссиял свет рождения, жизни, проповеди, смерти и Воскресения и Вознесения Христовых, евангельская весть разнеслась по всему миру. Но воспринята она была так разно: для некоторых она оказалась новой жизнью, вечной жизнью, уже достигшей до них, жизнью вечной уже здесь на земле; но для большинства из людей — и, скажем честно: для большинства из нас! — эта весть, которая есть вечная жизнь для всей земли, для вселенной, стала только стройным, приемлемым, вдохновляющим, но, увы, не преображающим нас до конца мировоззрением. Как говорил еще в XIX веке один из русских писателей, Лесков: Страна наша была крещена, но она не была просвещена… И все мы в том же состоянии, как наша Русь родная, как земли Запада, в которых мы родились или живем: весть до нас дошла, сердце наше дрогнуло, поразила нас стройность и красота учения Христова, дивность Его личности; и вошли мы в этот поток таинственной жизни — и, однако, так часто этот поток нас несет, словно мы — инородное тело, щепка, каменьмы; не делаемся тем, чем являются эти животворные воды потока вечной жизни…
И как тогда Спаситель Христос, выходя на проповедь, не обращался к людям, сидящим во тьме и сени смертной, а обращался к тому народу, который столетиями уже хранил живое и животворное Божие слово, с призывом: Покайтесь! — так и теперь, слово о покаянии, первое слово проповеди Христовой, обращено к нам: к тем из нас, которые себя называют и считают верующими; к тем из нас, которые носят имя Христово; к тем из нас, по которым люди, сидящие во тьме и сени смертной, судят о Боге, о Его победе или о Его поражении; потому что если они не видят в нас никаких плодов Его проповеди, никаких плодов Его жизни и смерти, никаких плодов таинств Церкви — как могут люди, чуждые Христу, чуждые Богу, поверить Ему, уверовать?…
И вот, к нам обращено это слово: покайтесь!… Покайтесь — это не значит: Плачьте над собой, это не значит: Горюйте о своем бедственном, поистине бедственном состоянии, потому что мы нищие — не в земном отношении, это бы ничего! — но нищие по отношению к Царству Божию, лишенные того, что его составляет… Нет, речь не идет о том, чтобы оплакивать нашу нищету и горевать, а о том, чтобы душой, всей мыслью, всей крепостью, всем существом, всем сердцем обратиться к жизни — не к той мелкой, жалкой, полумертвой жизни, которой мы живем, а к тому потоку жизни, который представляют собой вечность, Бог… К нам обращено это слово, и МЫ ответим, рано или поздно, за то, что вокруг нас земля всё еще так страшно похожа на сень смертную, на область тьмы. Свет воссиял, мы должны бы быть его светочами: сияем ли мы во тьме? Открываем ли мы собой славу новой жизни??.. Покаемся, обратимся лицом к Богу, обратимся, обернемся лицом к ближнему. С любовью, благоговением исполним завет Христов, завет любви, завет заботливости, завет состраданья, завет радости, и принесем в этот мир, в котором мы живем, свет, жизнь и радость. Тогда окажется, что мы принесли плоды покаяния…
К нам обращено это слово: покайтесь!… Покаемся же, и тогда станет светло вокруг нас. Аминь.