Вся жизнь Христа была сражением со смертью. Он родился бессмертным в жизнь умирания, в мир умирания. Он жил, восходя постепенно к крестной смерти Своей. В первые дни Его рождения смерть подняла свое знамя и погубила младенцев, первых мучеников, которые стали у престола Господня. И в течение всей истории Церкви так и шло, что смерть окружала всякое рождение к вечной жизни. Христос сплелся со смертью и победил. Через Его воплощение бессмертие вошло в наш тварный мир: земное соединилось с небесным, вечное уже действует и торжествует во времени. Эта наша земля, этот наш видимый мир уже приобщились вечной своей славе. Воплощением Христа, преображением Его плоти, вознесением, а также и величайшим даром, который Он нам оставил, — таинствами Церкви, где временное охватывается вечным, где хлеб и вино делается Телом и Кровью Христа, где уже теперь мы видим, испытываем то, чем тварь станет, когда она откроется во славе. И большая слава откроется тогда, потому что теперь вечность присутствует прикровенно, а тогда откроется она во всей силе и во всем сиянии. И смерть стала нам не страшна: смерти нет; не в том смысле, что нет умирания на земле, но умирание на земле есть успение, сон, временное ожидание торжествующего воскресения. Больше того — умирание на земле нашей уже не есть отчуждение от Бога, а соединение с Ним. Христос отверз нам эти двери вечной жизни; Он Сам оказался и Путем, и Дверью. Как ликуем мы в дни воплощения Сына Божия, как уже в эти дни мы предвкушаем все другие торжества Богоявления, и как дивно делается, что наша плоть — это Его плоть, Его вечность — наша вечность, Его победа — наша победа. Будем с верой жить, с верой живой о том, что всё это не образы, а реальность, что всё это правда жизни, и что сейчас во Христе все живы, и торжествуем мы победу Его. Аминь.
Опубликовано: Приходский листок. № 24. Декабрь 1971.