Когда ангел явился Иосифу, он напомнил ему о древнем пророчестве, обещавшем, что придет время, когда Бог снова будет среди людей Своих, среди них так же, как Он был изначально, неразлучно с ними, и что тогда воскликнут о Боге слово «Эммануил», что по-еврейски значит «С нами Бог».
И это пророчество исполнилось во Христе; теперь Бог среди нас. Когда-то и Израиль, и все народы всей душой, всей земной тоской, всей небесной надеждой своей устремлялась вдаль, в те таинственные области, где обитает непостижимый Бог; и религия древних народов была вся сосредоточена на том, чтобы каким-то образом найти возможность, путь, способ связаться молитвой, жертвоприношением, подвижнической жизнью с этим Богом, непостижимо великим и таким страшно далеким — далеким святостью Своей, далеким непостижимостью Своей.
И вот этот Бог, в таинственную рождественскую ночь, стал человеком. Он вошел в наш тварный мир, облекшись от Приснодевы Марии человеческой плотью. И теперь мы не устремляемся куда-то вдаль, в неведомые небесные выси, в поисках Бога; мы не стараемся привлечь Его к себе, привлечь Его внимание, милосердие, сострадание, жалость, ласку, а мы знаем, что Бог с нами, что Он — посреди нас, что пришел конец всех исканий, что Он Сам пришел, и теперь, когда мы молимся в храмах наших, в домах наших, в тайне нашего сердца — с нами Бог; Он — тут.
Сегодня мы вспоминаем предков Христа по плоти, и храм наш преисполнен их присутствием; Спаситель Христос с нами, Божия Матерь, давшая Ему и человеческую плоть, и душу человеческую; и бесчисленное число Его сродников. Мы слышали перечень многих из их имен; среди них есть такие, которые ослепляют нас своей праведностью, святостью, чистотой; но есть такие, которые только чудом Божией любви могли войти в родословную Сына Божия, становящегося сыном человеческим — грешники, которых Ветхий Завет, не оправдывая их, показывает нам таковыми. Но у всех было одно общее свойство: Богоустремленность; всей тоской души, всей мечтой и надеждой, всем голодом земным, они устремлялись к Тому, Который есть и жизнь, и истина, и правда, и свет, и смысл всего. И потому, что они были так устремлены к Богу, так боролись с грехом, который почасту их поражал и побеждал — они были достойны Бога… Разве это не дивно? Разве не дивно, что Бог отзывается не на святость нашу, не на подвиг наш, не на молитвы наши, а на отчаянный, порой, крик души, который говорит: «Господи, без Тебя я жить не могу! Во мне властвует смерть, меня раздирают страсти, меня мучит моя смертность, меня клонит к земле, — а во мне есть жизнь, есть голод, которые могут быть удовлетворены только Тобой»…
Легко быть такими людьми, если мы только обратим внимание на наши собственные глубины, если только мы не станем голод, который в нас есть, утолять перстью земной, жажду, которая нас обманывает — опьянением земными вещами, тоску рассеивать развлечением — если мы только согласимся быть теми голодными, которых насытит Бог, теми ищущими, которые найдут, теми любящими, которые будут возлюблены, теми отчаянными, к которым придет, паче всякой надежды, Господь. Он среди вас, Его не надо искать далеко. Он здесь; вокруг вас — все Его родные по плоти, которые говорят: “Взгляните на нас, мы были как вы, многие из вас лучше, еще большее число — хуже, и с нами сроднился Бог, потому что без Него мы не могли жить…”
Станем правдивы, не станем себя ослеплять и обманывать, и тогда мы встретим живого Бога, и придет Он к вам, Эммануил, со Своим победоносным именем «Иисус», которое значит: «Бог побеждает», всё побеждает — нас, зло, грех, смерть, всё — и открывается нам как вечная радость, как наша жизнь, как наша победа, как Царство любви и радости вечной. Аминь.