Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Среди святых, память которых мы совершаем за две недели до Рождества Христова, мне хочется обратить ваше внимание на имена св. пророка Даниила и трех отроков, которые были брошены в пещь огненную за их отказ поклониться идолам.
О пророке Данииле хочу только сказать одно: он был брошен на растерзание диких зверей за то, что отказался хоть один день остаться без молитвы; он отказался спасти свою жизнь ценой того, что столькие люди и так легко делает изо дня в день: не поклониться Богу, не восхвалить Его имя, не выразить Ему свою преданность, не вознести заступническую молитву печальника о людях перед Престолом Божьим, он счел невозможным даже для того чтобы спасти свою жизнь. Вот над чем нам стоит задуматься…
Об отроках, которые были брошены в пещь огненную, я хочу сказать две вещи: они тоже оказались готовы живыми быть сожженными, скорей чем поклониться идолу, статуе царя; образу земной власти, и по приказу отступить от Бога, для того чтобы послужить другим ценностям земным: разве именно это не делаем мы изо дня в день, подчиняясь всякому повелению, служа всем земным ценностям, предпочитая безопасную жизнь опасности быть Божиим человеком?
А второе — каждому откровению о святости людской, о величии человеческого духа, о безграничной преданности людей, подобных нам, Богу, всегда сопутствует некое откровение о Самом Боге. И вот, эти три отрока, отказавшись поклониться идолу, были брошены в пещь огненную, так страшно разожженную, что она издали обжигала подходящих к ней; и царь-мучитель решил посмотреть, как они страдают; и он подошел, как мог ближе, к этой, пещи; и обратился он к своим советникам: «Не трех ли людей, в цепях, бросили мы в эту печь? Каким же это образом я вижу там четырех, движущихся свободно, и один из них — Сын Божий…» В ответ на верность этих трех отроков Христос Спаситель сошел к ним еще до Воплощения, в сиянии Своего Божества, в видении человеческом, освободил их от уз, спас от смерти и прославил перед лицом царя-мучителя и его клевретов.
Вот, что нам говорит о Боге это событие; там, где горит страдание, там, где пламенеет искушение, там, где ужас смерти охватывает людей — Он в их среде; не чужой, не призывая их как бы извне к терпению, которое Он Сам не проявил бы, не спасая их жизнь извне без участия в их страдании: наш Бог сошел в нашу среду, Он приобщился всему, что составляет человеческую судьбу: огненное искушение и испытание Он пережил, и устоял; и среди огненного испытания Он дает свободу тем, которые остаются с Ним. В самые глубины ада, человеческого ада, Он сошел, и там Он возвестил свободу и победу Божию и новую жизнь людям.
Разве пред таким Богом можно не поклониться? Разве можно Ему отказаться служить? Разве можно предпочесть какие-либо другие ценности, чем ценности Божии, Христовы на земле и отдаться другой власти, чем власти Христовой, после этого?..
Подумаем и об этом: идет на нас день рождества Христова: как мы его примем? В этот день Он сходит на землю, вступает в ограничение твари, вступает в уродство падшего мира, углубляется в ад греха, оставаясь безгрешным — и всё по любви к нам. Найдется ли в нас великодушие ответить любовью на любовь, найдется ли в нас мужество, подобно Даниилу и отроков еврейских и несметного числа святых, ответить на Его призыв стать Божиими людьми? Когда мы вглядываемся в списки святых, как поражают такие слова: святой такой-то — с женой и двумя детьми; такой-то — с братом и с таким-то числом друзей; и эти друзья, и эти братья и эти жены насчитываются тысячами и тысячами; они были как мы хрупки, они тоже боялись боли, они тоже хотели жить. Но они предпочли верность любви предательству — предательству в малом, и поэтому оказались способными быть верными во многом. Начнем и мы с малого; будем верны Богу во всем том, что доступно нашим малым силам, и вырастем мы в меру тех людей, которые во многом оказались верны и вошли в радость, в славу Господа своего. Аминь.
Опубликовано: Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. — Клин: Христианская жизнь, 2004.