«Митрополита Антония можно назвать Отцом Церкви нашего времени, ибо его богословие обладает теми качествами, которыми обладало святоотеческое богословие на протяжении многих столетий»[1].
Центральное место в богословии и пастырском служении митрополита Сурожского Антония было отведено человеку, подготовке его встречи с Богом, проблемам воцерковления неверующего человека и его становления в вере.
Как представляется, важной частью духовного наследия Владыки может рассматриваться непосредственно его личный путь, жизнь во Христе, а также весь гражданский и пастырский подвиг. Что ценного и поучительного может почерпнуть для себя православный мирянин, в том числе только начинающий свой путь во Христе, обратившись к страницам биографии А.Б. Блума (митрополита Сурожского Антония) и многочисленным свидетельствам близко знавших его людей? Рассматривая эти наблюдения (факты, оценки) не только как важные с позиции осмысления богословского наследия Владыки, но и как возможные ориентиры духовного воспитания и становления личности христианина[2], автор, юрист по образованию, предпринимает начальную попытку проанализировать некоторые из этих жизненных и богословских уроков с позиции их возможного восприятия в юридическом и, шире, в социологическом контексте.
Осмысливая изречение «о роли конкретной личности в мировой истории», владыка Антоний пишет, что «…решающее действие очень часто производится людьми как будто заурядными <…>, но у них горит сердце, у них непреклонная воля, и они верят во что-то большее того, чем живут все окружающие <…> люди, у которых было чистое сердце и видение»[3]. С полным правом эти слова могут быть отнесены к самому Владыке, оценке его главного пастырского подвига — создании новой епархии в составе Русской Православной Церкви.
Претворяя Божий Промысел, трудами и попечением митрополита Антония в 1960-е годы XX века была создана Сурожская епархия, в последующем управляемая и окормляемая им духовно на протяжении около сорока лет. Это важное для всего православного мира событие апостольского порядка, оказавшее безусловное влияние не только на духовное развитие отдельных сограждан, но и на всю современную православную жизнь. Оно также демонстрирует нам возможности и «пределы подвига» человеческой личности, без остатка посвятившей свой жизненный путь учению Христа. В примере пастырского служения Владыки можно усмотреть глубокое, непоказное осознание им личной ответственности перед памятью Церкви за будущую судьбу всего православного мира, и прежде всего — Русской Церкви. И противоположное этому, горькое понимание того, что именно отсутствие (по разным мотивам) подлинного смирения и чувства огромной ответственности облеченных властью перед окормляемой паствой и Церковью, а также личностные и групповые амбиции могут быстро привести к самым трагическим последствиям в вопросах духовного и организационного единства верующих.
Возможно, ничто так не отталкивает начинающих адептов и даже искушенных верой людей от подлинной жизни в Церкви, как несоответствие практики повседневной духовной жизни конкретного прихода (епархии) церковной традиции и подлинной вере Отцов Церкви, проявляющееся, например, в личной нескромности отдельных представителей Церкви, в нетерпимости к разномыслию в православном мире и проч. Личный пример жизни и служения владыки Антония, его необыкновенная скромность и нестяжательство (по свидетельствам знавших его) — именно в этом заключается подлинная жизнь в Церкви: в духе ее подвижников, Отцов и Учителей.
Важной для юридической (уголовно-правовой) науки представляется трактовка Владыкой христианской заповеди непротивления злу в контексте необходимости для любого верующего борьбы со злом. В чем видит владыка Антоний принципиальное совпадение (или несовпадение) этих подходов? Антоний Сурожский присоединяется к замечанию В.Н. Лосского о том, что «бороться за свои права низко, не бороться за права других — подло», делая вывод, что «просто непротивление злу никаким образом — не обязательно христианский поступок». В качестве христианских поступков владыка Антоний приводит защиту от преступного посягательства на личность, участие с оружием в руках в справедливой войне с неприятелем и т.п., но с принципиальным условием — «можно активно бороться со злом <…> но христианин не может ненавидеть», «реагируй со всей пламенностью души, со всем огнем души, но не греши в этом»[6]. Размышления Владыки об отчужденной (прежде всего — от Бога) личности, формирующей общественную и индивидуальную негативную духовность, во многом совпадают с выводами социологической науки, рассматривающей «феномен отчуждения» личности как основную причину антиобщественного поведения: преступности, правонарушений, суицидов, наркотизма и др.
В последние годы в России активно поднимается злободневная проблема коренной реконструкции судебно-репрессивной и всей карательной правоохранительной системы, острие которой зачастую направлено на унижение личности и гражданских прав человека, еще только подозреваемого в совершении преступления. Подлинный гуманизм богословской практики, идущий в своей основе от евангельского отношения к человеку («Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий»[9]), нравственных критериев А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского (например, милостивое отношение к поверженному врагу в «Сказке о царе Салтане», старец Зосима в «Братьях Карамазовых»: «люди-то были хорошие, да поступали плохо») развернуто присутствует в текстах Владыки, выступавшего против злобы, раздражения, ненависти по отношению к оступившимся. «Зло в человеке — это болезнь, в худшем случае — это одержимость, состояние которое должно было бы вызвать в нас жалость и сострадание»[10]. Разделяя вслед за Н.С. Лесковым («Русь была крещена, но никогда не была просвещена») причину многих наших индивидуальных и коллективных бед, зла, греха, митрополит Антоний многократно подчеркивает, что, вне зависимости от нашей погруженности в обрядоверие, внешние элементы православия и т.п., мы по-прежнему остаемся дикими, ветхозаветными. Выход видится в осознанном обращении к истокам христианской веры, а на ее основе — постижение подлинной культуры и нравственное просвещение[11]. Возможно, что именно такая оценка культурного слоя России прошлого и настоящего позволяет приблизиться к пониманию генезиса личных социальных бед и катастроф, постигших Россию в прошлом веке, когда русский народ, в своей основе крещенный, православный, «умница и труженик» (по И.С. Тургеневу и Л.Н. Толстому) допустил массовое богоотступничество и богоборчество, невиданную жестокость и насилие по отношению к соотечественникам.
Дальнейшее изучение и осмысление социологами и юристами богословского наследия митрополита Сурожского Антония, являющегося заметным явлением национальной и мировой православной культуры, должно быть продолжено, в интересах постижения поврежденной грехом духовности человека, формирования подлинной здоровой духовной жизни[12] (Труды, Книга 1, с.323).
[1] Иларион Алфеев, еп. «Богословие митрополита Сурожского» // Митрополит Сурожский Антоний. Труды. Москва, 2002. С.19
[2] Не будучи лично знаком с митрополитом Антонием Сурожским, автор основывает свое исследование на изучении опубликованных Трудов Владыки (Книга 1, М., «Практика», 2002 и Книга 2, М., «Практика», 2007), а также изданных материалов семинаров, проведенных фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Библиотекой-Фондом «Русское Зарубежье» в 2008-2009 годах.
[3] Труды. Москва. 2002. С. 535
[4] «Было бы, однако, до крайности жаль, если этика сопротивления, одновременно мирного и непримиримого, выработанная противостоянием тоталитарным режимам, оказалось бы утраченной христианством завтрашнего дня. Ибо сопротивление при всех условиях остается христианским императивом, христианской жизненной нормой; сопротивлению князю мира сего — и тогда, когда оно лишь косвенно относится или вовсе не относится к сфере политики». Аверинцев С.С. Несколько соображений о настоящем и будущем в Европе //Нравственные ценности в эпоху перемен.Москва, 1994. С.88
[5] Труды. Кн. 2. Москва. 2007. С.510
[6] Труды. Москва, 2002. С. 386
[7] См., например: «Человеческие ценности в медицине», «Вопросы медицинской этики», «Жизнь. Болезнь. Смерть» и др.)
[8] Труды. Москва, 2002. С.414
[9] Лк 23:34
[10] Труды. Москва, 2002. С.595
[11] Мы должны нести в мир веру. // Труды. Москва, 2002.
[12] Там же, с. 315.