Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня один из самых великих дней нашей русской истории; это день, когда мы воспеваем славу тысячей и тысячей верующих мужчин, женщин и даже детей, которые свою жизнь отдали во имя Христа, заявляя свою веру и проявляя свою неограниченную верность Ему.
Мученики — это люди, которые являются свидетелями, свидетелями Божественной любви и свидетелями своей собственной верности Богу. Можно оказать, что первый мученик Церкви Христовой это Спаситель Сам, Который по любви к людям, по верности Своему творению стал человеком и понес все последствия человеческого отпадения от Божественной славы, провозгласил истину, прожил так, чтобы доказать, что истина есть жизнь, и, приняв на Себя нашу судьбу, умер по любви к нам, ради нашего спасения. А за Ним последовали тысячи и тысячи людей, которые поверили Христу, уверовали в Него, стали провозглашать истину, которую Он принес на землю, и доказывать истинность эту своей жизнью, верностью и Богу и людям.
В нашей отечественной истории первыми, которые были прославлены за такой подвиг, это Борис и Глеб. Им грозила смерть от родного брата; но они могли бы спастись, нанеся ему смертный удар, но один из них сказал: «Если кровь должна быть пролита, пусть пролита будет наша кровь». И они дали себя на заклание. И за ними тысячи и тысячи русских людей свою жизнь положили за веру и за верность. Сегодня мы вспоминаем только немногих из них, тех, которые пострадали за последние десятилетия, мы их вспоминаем с благовением и с трепетом. Некоторых из них — о них мы знаем; А о большинстве из них мы не знаем ничего. Был человек, верил, не отступал от своей веры, и умер за неё, за Бога и за ближнего.
Иногда это не просто происходило; мне вспоминается рассказ об одном священнике, который в момент самого страшного гонения испугался и отрекся от своей веры; и для того, чтобы он принял участие в отречении от веры тех, которые ему доверяли, с него потребовали, что бы он публично заявил о своем богоотступничестве и попрал бы под своими ногами крест Христов. И когда он перед народом встал и увидел крест перед собой, он разрыдался, поклонился кресту и был расстрелян. Поэтому не всегда сразу человек отдается своей вере; мы знаем и другие случаи, их множество; и сегодня мы вспоминаем всех.
И во главе их, как бы совпадая с этим праздником, — имя святого Сергия Радонежского, одного из тех святых, которые представляют собой русскую святость вместе со святым со святым Серафимом Саровским и другими наиболее ярким образом. Он — образ верности, он образ любви и, таинственным образом, в день его праздника погибла Царская Семья, которую мы тоже вспоминаем как мучеников и исповедников. Мы знаем о времени их заключения многое из отрывков, которые остались после них; остались некоторые книги, и там, на полях, отмечено то, что их поразило особенно. Вспоминается мне одно место, где Государь отметил: «Не мстите!», и он прибавил: «Не мстите ни за меня, ни за себя, ни за кого; прощайте врагов наших ваших».
Иногда говорят, что Государь мог бы быть лучшим царем — возможно; но не напрасно святой Серафим Саровский говорит, что средняя полоса жизни бывает часто бурной, но судить о человеке надо по тому, как его жизнь кончается. И она кончилась полной верой, и полной отдачей себя, подвигом мученичества, избранного и принесенного Богу в дар; и вместе с ним и Государыня, и Цесаревич, и царевны шли тем же путем. Остались стихотворения после них, и в одном из них одна из Великих Княжон говорит в конце:
«И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Сверхчеловеческие силы
Молиться кротко за врагов».
Так они умерли; так умирали все мученики русские. Будем сейчас совершать молебен о том, чтобы они о нас молились, чтобы их подвиг ударил бы нам в душу, чтобы мы обновились их жизнью, их верностью и их смертью, прославили их перед Богом не словами, не молебном, а переменой жизни, которая была бы достойна их и достойна Христа Спасителя нашего.
Я скажу теперь и на английском языке, потому что у нас есть что сказать всему миру после того, как миллионы наших братьев и сестер умерли за веру.