Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем послании, в письме, обращенном к нам лично через столетия, апостол Павел нам говорит, что мы — храмы Святого Духа. Что же это значит?
Это значит, что при крещении и миропомазании Дух Снятой вселился в нас, лично, живет в нас и действует лично. Но тогда как в вещественном храме Божие присутствие как бы его заполняет, но не соединяется с ним природно, когда с нами соединяется Бог, Он пронизывает нас в душе и в теле, во всем нашем существе, и мы делаемся через это, по слову апостола Петра, причастниками Божественной природы. И это мы знаем даже из малого нашего опыта причастия Пречистого Тела и Крови Господних; Его Тело делается нашим телом, Его Кровь бежит по нашим сосудам. Мы являемся, непостижимым образом, Его присутствием, хотя бы и затемненным, заслоненным нашей мертвостью, нашей греховностью, нашей нечуткостью.
И если слова апостола Павла истинны и истинен опыт Церкви о таком непостижимом, но реальном соединении нас с Богом, то христианская жизнь не заключается в том, чтобы обнаруживать, искать, искоренять из себя дурное; она заключается в трепетном, благоговейном отношении человека к себе самому, потому что он весь пронизан Божественным присутствием.
И живя, мы должны постоянно ставить перед собой вопрос: Совместимо ли мое единство с Богом, реальное, уже случившееся, не мечтательное, а как бы вещественное, с теми и другими чувствами, которые я ношу в сердце, с мыслями, которые у меня в уме, с движениями воли, которые определяют мою жизнь, с теми или другими поступками, которые включают в эту жизнь и тело мое? Могу ли я идти туда или сюда, могут ли мои руки делать то или другое, мои глаза видеть то или се, ведь я знаю, что это — руки и глаза и тело Христовы?..
Вот вопрос, который мы должны перед собой ставить в течение всей нашей жизни изо дня в день и в течение всего нашего дня. Мои слова — Христовы ли слова? Мои думы — Господни ли думы? Сердце мое — Божие ли сердце, бьющееся состраданием, любовью и чистотой? Мое тело — всецело ли достойно того, что оно есть? И если нет, тогда мы должна каяться, т.е. не сокрушаться только, а ужаснуться один раз, встрепенуться глубоко, сгореть стыдом, как в адском огне, и обернуться к Богу и сказать: БОЖЕ! Прости!— и не оборачиваясь назад, вступить вновь на путь жизни, вырвавшись из смерти, но и вырвавши Бога Самого из кощунственного осквернения. Аминь.
Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)