Третьего мая в три часа дня скончался патриарх Пимен, который был избран Поместным собором в 1971 году. Теперь Церкви предстоит выбрать нового предстоятеля, — и не только предстоятеля, который правил бы Церковью, но, как говорилось в древности, печальника о земле Русской, т.е. человека, который будет печься о ней, заботиться о ней, который будет носить все ее тревоги, все ее радости в своем сердце и приносить их Богу, который единственный может каменные сердца превратить в плотяные, который может сделать то, чего не может совершить никакая человеческая сила, никакая мудрость человека. Предстоят выборы, т.е. решение должно идти от народа, от епископата; это не одностороннее как бы Божие действие, это сотрудничество между премудростью Божией и мудростью, и безумием человеческим.
Как будут происходить эти выборы? Во-первых, есть правило Церкви, что нового предстоятеля не ставят на епископскую или патриаршую кафедру раньше, чем пройдут сорок дней после его кончины. Так оно и будет, если действительно интронизация совершится 6 июня, это будет 38-й или 39-й день после кончины Патриарха Пимена, поэтому не нарушится ни правило церковное, ни сознание благоговейного отношения к почившему. Но как будут происходить выборы? В прошлом выборы патриарха происходили очень различно. Когда, в самом начале русской революции, выбирали патриарха Тихона, было сначала голосование, по которому было предложено три кандидата, а затем патриарх Тихон был выбран по жребию — неожиданно. Ожидали более крупной, или вернее, более яркой личности; Богу было угодно выбрать человека, о котором говорили «тих он». Он был человек тихий, человек прошлого, но который был так зрел, так глубок, что он сумел вглядеться глубоко — о, как глубоко! — в небывалую обстановку, в которую он был поставлен, и прозреть в ней пути Божии.
…
Теперь должен быть Собор и должны быть выборы. Мне кажется, что теперь, в обстановке нового мышления, в обстановке перестройки, мы могли бы иметь действительные выборы, когда Церковь предложит нескольких кандидатов, когда будет голосование — по обстановке, по обстоятельствам, либо открытое, либо тайное, и когда патриархом будет выбран тот человек , которого Церковь хочет иметь во главе себя, т.е. того, кто будет Церковь, Родину, и судьбы мира молитвенно держать перед лицом Божиим, но который будет, как патриарх Тихон, способен глубоко вглядеться в судьбы Божии, в пути Божии, способен распознавать Божии пути от путей человеческих и повести Церковь так, чтобы она была светом и голосом Божиим на Русской земле.