Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем Евангелии мы читали один из многих рассказов Священного Писания о чудесах Божиих. Чудо нам большей частью представляется как нарушение или приостановление законов природы; на самом же деле, если за закон принимать ту уродливую действительность, которую грех человеческий создал на земле, то всякое чудо Божие — нарушение этого страшного закона дисгармонии и неправды. Но то, что мы называем законом, то, к чему мы привыкли и в человеческих отношениях, и в действиях природных сил, на самом деле очень часто — или жалкий остаток изначальной, Богом установленной желанной гармонии, или просто уродливое ее нарушение. Всякое чудо восстановление истинной законности жизни и человека, и природы; той законности, которая определяется гармонией всего в Боге, гармонией людей между собой, в сострадании, в милосердии и в любви, в гармонии природы со своим Творцом, и с человеком, предварительно примирившимся с Богом. И вот то чудо, о котором мы сегодня читали, нам так явно показывает, как эта гармония происходит. Господь Иисус Христос, единственный истинный, подлинный человек, единственный, который с Богом един, вокруг Себя, державным Божиим словом, но и истинным человеческим словом, восстанавливает гармонию между людьми, которые способны Ему и в Него поверить, и через них и с ними — ту же гармонию с окружающим миром… Если задуматься над тем, что представляет собой христианин, мне кажется, можно его определить двумя чертами; по слову древнего писателя, святого Григория Богослова, христианин это тот, который познал, что только любовь пребывает, что только она может осмыслить человеческие отношения, что только она, при всей своей хрупкости, — крепче смерти и является содержанием вечной жизни, и жизни временной. Христианин это человек, который так поверил в любовь, что кроме любви он не видит никакого содержания и никакого смысла в бытии. И второе — христианин это человек, которому Сам Бог, — Который есть любовь, — потому что этот человек поверил в любовь, поручил других людей и поручил мир, Им созданный. И это налагает на нас большую ответственность; мы не имеем права жить для себя и собой, потому что этим мы бы доказали, что в любовь мы верим только устами, но что в сердце она еще не вошла. Мы только тогда можем говорить о том, что мы поверили в любовь, когда мы берем на себя ответственность за всю жизнь каждого человека, нами встреченного, каждого случая, каждого обстоятельства и, в конечном итоге, — всего мира.
Задумаемся над этим: верим ли мы в любовь, в ту любовь, которую проповедал Христос, в ту любовь, которая кладет жизнь свою за ближнего своего, в ту любовь, которая может пережить смерть и заполнить собой вечность? И готовы ли мы, во имя этой любви, взять на себя крест, крест, который на нас возлагает Сам Христос, полагать жизнь нашу за ближнего своего, друг друга тяготы носить и так исполнить закон Христов? Аминь.