Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Когда читаешь Евангелие, поражаешься тому количеству чудес, которые Христос сотворил в субботний день; неужели в этом был только вызов? Неужели Он хотел перед людьми только поставить вопрос о том, что Сын Человеческий — господин тоже и субботы? Мне кажется, что нет, и что в этом чудотворении Христовом в субботний день лежит другой смысл. В течение шести дней, образно, Господь сотворил мир, и затем Он почил от дел Своих, и мир, Им сотворенный, Он отдал в руки человека. И теперь до дня суда, до дня последней Божией победы, мы находимся во времени человеческом. Настал после часа Божия час человеческий, но этот час человеческий начался предательством. Человек, который был призван в Божий мир от славы к славе вести его к моменту, когда он станет подлинно, истинно местом Божественного вселения — и с первых своих шагов человек обманул надежду Божию и предал этот мир под власть, в рабство Божьего противника. И этот час человеческий, начавшийся предательством, полон страданья, скорби, болезни, искания потерянного рая, и безумием искания последней погибели. И вот в этот мир, в этот человеческий час вошел Сам Бог воплощением Сына Своего. Этот час тогда разверзся, раскрылся и одновременно явился и часом Божиим, и часом человеческим. Часом человеческим, потому что мир все еще в нашей страшной власти, но и часом Божиим, потому что во Христе воля Божия нам открылась со всей полнотой, и любовь Божия со всей ее жертвенной лаской, и вера Божия в человека, и надежда Божия на нас с непостижимой силой, и все дела Господни, самый труд спасения, и крест и воскресение находятся в самой сердцевине этого времени человеческого, но одновременно являются и творческим, мощным делом Божиим. Суббота, в которую Бог почил, и которая стала человеческим временем, теперь стала временем спасения в дружбе, в единстве труда между Богом и человеком. И эти чудеса, совершаемые Христом, эти могучие дела Им совершаемые во времени человеческом, одновременно являются спасением мира и нашим человеческим участием в этом спасении, во Христе, единственном истинном и подлинном человеке. Эта суббота, это время человеческое, лежит теперь как мост между славой новозданного мира и славой мира искупленного и спасенного, который будет явлен в восьмой день, когда остановится время и останется только вечность, не только Божия, а общая вечность, человеческая и Божественная, когда Бог будет всем во всем, когда вся тварь, весь наш мир, не только человеческий, но вещественный, будет пронизан Божественным присутствием, будет сиять Божественной славой, станет местом вселения и чудом явления живого Бога. Нам дано это знать, нам дано вместе со Христом участвовать в чуде спасения и преображения. Будем же к нему относиться со всей вдумчивостью и благоговением, и в этот час человеческий, эту субботу, это время, когда еще все возможно, вложим в него всю нашу преданность Богу и людям, всю нашу веру в человека, всю надежду и любовь нашу, и тогда, когда придет время совершений, возрадуемся вместе, как говорит Писание, и тот, кто сеял, и тот, кто жал: Кто сеял — Бог, кто жал — человек. Аминь.