В сегодняшнем послании апостол Павел нас призывает не приобщаться бесплодным делам тьмы, но скорей их обличать; и дальше он говорит о том, как это обличение должно совершаться: Пролейте свет на дела тьмы… все, что приходит во свет, приобщается свету.
Когда мы слышим слова апостола Павла, нам думается, что мы призваны, с одной стороны, действительно отойти от всего темного, от всего, что не приносит плода вечности; об этом и сегодняшнее Евангелие говорит так ярко и так страшно: можно богатеть земным богатством — не только материальным, но и душевным, и умом, и переживаниями, и дружбами, и всей глубиной человеческих отношений, и все-таки, если все это не имеет в себе особого качества вечности, бездонной Божией глубины, все это как прах распадётся с нашим телесным прахом, когда слово Божие положит конец нашей жизни. Поэтому многие дела наши могут рассматриваться как бесплодные, как такие, которые завязывают только временные, случайные, поверхностные отношения с людьми, но не имеют той глубины, которая их сделает составной, необходимой частью вечности…
Но есть еще и темные, бесплодные дела: все то, о чем говорит апостол Павел, перечисляя дела плоти — злоба, ненависть, раздражение, вражда, недружелюбие — одним словом, все то, что не несет в себе хоть какую-то искру любви и вечности. И вот зовет он нас эти дела обличать, и нам кажется, с другой стороны, что мы призваны, каждый раз, как перед нами предстанет зло, его открыть перед глазами других, обличить человека, чтобы все знали, что он сотворил зло, сказал неправду, согрешил тем или иным образом против Бога и против ближнего. И в этом мы ошибаемся, потому что мы не призваны поставить на позор, на унижение нашего ближнего; мы призваны к тому, чтобы то зло, которое он сотворил или даже которым он живет, которое, может быть, им овладело, открылось для него как зло, чтобы он от этого зла был спасен. Конечно, попутно мы должны и других защитить от проявлений этого зла, но первая наша забота должна быть о том, чтобы человек спасся от того зла, которое его влечет в бездну вечной смерти, в ту бесплодность, которая не принесет плода ни во времени, ни в вечности. И апостол Павел нас учит как это делать.
Христос в Евангелии говорит, что если брат наш против нас согрешит, мы должны к нему пойти и с глазу на глаз, без посторонних свидетелей, ему сказать об этом, и если мы сумеем убедить, если сумеем раскрыть его глаза и сердце, то мы приобрели брата… Тот, кто был нам врагом, — стал родным; Каин стал Авелем. Если же наших слов, нашего убежденья недостаточно, Христос зовет нас с двумя-тремя близкими людьми пойти и поговорить с ним, чтобы вырвать брата из этого зла. А если это не удастся — сказать Церкви; не церковной организации, а тому братству любви, которое способно взять на себя молитву, и человека нести порой как несешь крест, изнемогая под ним, со стоном, с плачем, с болью, с чувством, что этот человек — смерть наша, но что, может быть, нашей смертью этот человек оживет. И апостол Павел, говоря об обличении, имеет в виду не упреки, не унижение человека, а то, чтобы пролить свет, дабы его дела, его самого погрузить в свет, пронизать светом, чтобы он весь стал светлым. Но откуда нам брать этот свет? Как его мало в нас! Когда мы друг ко другу обращаемся, друг со другом общаемся, как редко мы можем излучить свет на другого человека! Как неглубоко этот свет проникает в жизнь нашу и через нашу жизнь – в жизнь других! А Христос нас именно к этому зовет, когда говорит: Пусть свет ваш так сияет перед людьми, что видя ваши добрые дела, они воздали бы славу Отцу вашему, Который на небесах… Тот свет, о котором Он говорит — это свет жизни, это свет любви, это вечный, божественный, нетварный свет приобщённости Христу Духом Святым так, чтобы этот свет, сияющий через нас, чтобы мы не набрасывали нашей тени на него, богато проливался на других людей, и обданные светом, просвещенные до глубин, они обернулись к Тому, Кто есть источник того тихого Света, о котором мы поем в вечерне, и, Который есть Христос…
Вот о каком обличении мы должны думать, мы, христиане: но раньше, чем это сделать, мы должны себе поставить вопрос о том, каков наш свет: не является ли то, что мы называем в себе светом, своеобразной тьмой? И тогда не удивительно, что мы не можем другому человеку принести свет, радость, жизнь и спасение… Вдумаемся в эти слова Христа и апостола Павла; возлюбим свет, чтобы стать детьми света; но для этого извергнем из своей жизни, всякую тьму, всякую бесплодность земную, которая не расцветает в жизнь вечную. И тогда, если мы подойдем к человеку темному, омраченному, мы сможем излить на него Божий свет, или, вернее, Сам Господь светом прольется в него через нас, ставших прозрачными, чистым сердцем и чистой мыслью нашей. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.