Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Притча, которую мы сегодня слышали, такая ясная, такая прозрачная, и так четко выражает наше отношение друг ко другу и, часто — к Богу. От Него мы всего ожидаем: прощения, милости, любви, даров земных, даров духовных; но когда к нам люди обращаются с той же тоской о любви, о сострадании, о снисхождении, о терпении к их грехам, мы оказываемся такими строгими, такими негнущимися и немилосердными. И сегодняшняя притча нам говорит, что если мы хотим, чтобы Бог всегда, при всех обстоятельствах жизни относился к нам, как этот царь относится к своему должнику, то мы должны научиться подобно — только подобно! — относиться к тем людям, которые вокруг нас и которых мы считаем своими должниками.
А в притче указано нечто, что меня и побуждает употребить слово «подобно»; потому что тот, кто был должен царю, был должен ему очень большим долгом; а его приятель, который ему был в долгу, был должен ему бесконечно меньшую долю. И, однако, первый всё простил, другой — всего требовал.
И так и с нами; друг перед другом мы виноваты столь малым: оказали мало внимания, сказали резкое слово, прошли мимо, не сумели найти доброе, теплое слово или прикосновение руки. Но по отношению к Богу мы более тяжело грешим; потому что друг ко другу мы, правда, относимся немилосердно, с раздражением, с холодностью; но мы всё-таки друг со другом дружим, друг друга замечаем. А мимо Бога мы проходим всё время.
Как часто я слышу, как мне говорят: Я ленив в молитве, я ленюсь читать Священное Писание, я ленюсь думать о Боге… Дело не в лени; нет, ты не ленив! Ты просто Его не любишь… Ты не ленив, потому что на столько других вещей у тебя хватает бесконечно много усердия, энергии и сил; на Бога — не хватает, потому что наше сердце занято другим. Если бы только наше сердце открылось Богу, если бы только Он для нас значил нечто подобное тому, что значит для нас отец, и мать, и сестра, и невеста, и жених, и ребенок, тогда ни о какой лени не было бы речи -— ни о какой! Потому что когда что нужно любимому, мы забываем и усталость, и болезнь, и всё, и берется откуда-то и находчивость, и память, и усердие, и силы. Нет, дело не в лени; этим мы оказываемся должниками Богу гораздо больше, чем тем, что мы называем грехами: нетерпеливостью, раздражением: это всё плоды, это поросль! А основной корень, это наше к Нему безразличие …
Но можно сказать, что порой, часто, дело обстоит и хуже: разве мы Бога не упрекаем постоянно во всем, что нам не удается, что нам не по душе? Разве мы постоянно не считаем Его ответственным за бездолье, за болезнь, за все несчастья, которые с нами случаются? Он во всем виноват, Он не досмотрел, Он не позаботился: где же Его любовь, или где же Его сила, когда то, к чему я стремлюсь, о чем я мечтаю, чего я хочу — мне не дается?.. И вот прежде, чем дойти до того, о чем говорит эта притча — сознать себя должниками по отношению к Богу — нам надо осознать, что мы считаем Его нашим должником, что мы постоянно восстаем на Него с горьким упреком, или, пожав плечами, отходим от Него. Эта притча нам даже не по плечу; это же жутко сказать: но мы не знаем себя постоянно должниками Божиими, и как часто и постоянно мы видим в Нем своего неоплатного должника, Которого мы упрекаем в своем сердце и часто обличаем в лицо!.. Подумаем об этом; примиримся с Богом; но начнем это примирение там, где оно действительно реально; начнем это примирение, поставив перед собой вопрос: В чем я Его упрекаю?.. И, как ни дико так выразиться, простим Ему, прежде чем просить у Него прощения. Иначе, прося прощения, пока у нас в душе еще какая-то горечь, какой-то упрек Ему, наше примирение никогда не будет полным, не будет всеобъемлющим, не соединит нас с Богом, и не откроет нам пути примирении с ближним… Да даст нам Господь осознать себя, понять свое место, глубоко заглянуть в наше отношение к Богу, к себе, к ближнему, и создать это Царство, о котором говорит Господь: Царство, где каждый друг другу прощает, каждый отпускает другого на свободу, каждый дает другому всё, что он может дать, и всё, что Бог может дать другому через него. Аминь!