Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Рукоположение одного из членов христианской общины в священный сан — это всегда событие, касающееся всей общины, и больше того: событие, выходящее за пределы общины, затрагивающее всю Церковь. Вот уже во второй раз в этом малом храме совершается рукоположение во диакона. Что же такое этот сан диакона, который Церковь, и через нее — Христос, даёт своему служителю?
Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь — это милосердие, Церковь — это любовь и ничто иное, и если она становится чем-то иным, то перестаёт быть Церковью во всей ее полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной; и уже в первые века христианской жизни, когда вся Церковь трепетала любовью, она избрала людей глубокого сердца, сердца живого, людей чистой жизни, мужей молитвы, чтобы сделать их орудиями своей любви среди тех, кто был беден, кого коснулось несчастье, кого сразило горе. Быть членом этого братства милосердной любви — очень большая ответственность, ибо для того, чтобы давать, надо иметь сердце дарующее, надо обладать глубиной сострадания и глубиной любви, чтобы людям легко было простить нам дар, который они от нас получат. Потому что, когда мы даём с холодным сердцем, когда мы даём по долгу, когда мы милосердны только в своих поступках, а сердце наше остаётся чуждым акту любви, — тогда тот, кто получает наш дар, принимает вместе с ним унижение, боль и обиду.
И вот, для нашего нового диакона, Петра, это будет делом целой жизни — жизни терпеливого труда, трезвой, внимательной работы над собой: научиться иметь сердце глубокое, и милостивое, способное отзываться быстро и навсегда, сердце, которое никогда не устаёт, никогда не разочаровывается, которое всегда переполнено Христовой любовью, изливающейся через него на всех, кто в ней нуждается.
Эту любовь, которая есть делание диакона, Церковь впоследствии применила особо — она приобщила диакона к совершению своих тайн: здесь он становится защитником молитвы священника и в то же время руководителем молитвы верующих. Это он даёт вам тему вашей молитвы; в ответ на те прошения, которые он произносит, вы повторяете «Господи, помилуй», или предаёте себя в руки Божии, говоря «Тебе, Господи», или исповедуете истинность слова Церкви, отвечая «Аминь». Велика эта любовь: шаг за шагом диакон вводит вас в литургическую тайну, влечет в ее глубины — те глубины, которых вы не могли бы достигнуть сами в своей духовной жизни.
Но есть у диакона и другая задача — охранять молитву священника. Священник во время богослужения должен быть весь — молитва, он должен бы всё забыть, чтобы живым факелом стоять перед Богом. А все заботы о службе, даже само ведение службы возлагается на диакона, чтобы священник мог без остатка отдаться молитве. Пожелаем же, чтобы наш новый диакон молился на этой духовной глубине, которая и вас приобщит к духу богослужения; пусть влечет он вас своей молитвой в глубь евхаристической тайны, и пусть будет он человеком мирного сердца и мирного тела, способным оберегать молитву священника, чтобы священник мог во всей целостности стоять перед Богом.
И, наконец, третье, о чем я хочу вам напомнить, это то, что диакон провозглашает Евангелие; он не призван проповедовать его словом, тем творческим актом, который, по древнему изречению, каждого священника делает пятым евангелистом; он призван лишь провозглашать это слово, но оно будет провозглашаться с силой, действовать со властью, достигать сердец и умов с живой убедительностью только если оно будет воспринято самим диаконом, если он будет возглашать его из глубины своего сердца и изнутри подлинно христианской жизни, как слово учителя, которое он понял и которому во всем послушен. Поэтому ему надо будет всё более внимательно вчитываться в Евангелие, жить Евангелием так полно, как он только сможет, чтобы, возглашая его, не провозглашать собственное осуждение.
Дай Бог ему жизнь чистую, жизнь истинно евангельскую, которая сделает его способным выполнять те три задачи, о которых я сейчас сказал. А вы, присутствовавшие при этом рукоположении, молившиеся при этом чуде сошествия Святого Духа на человека, которого Он облек Своей силой на служение, какого ни один человек не посмел бы взять на себя, — вы все продолжайте молиться за него, потому что все мы — братья, и искушения окружают нас со всех сторон; молитесь за него изо дня в день, чтобы Господь сделал его достойным служителем Своей Церкви и чтобы он во всём следовал — как мы того просим в молитве посвящения при рукоположении — первому из диаконов Церкви, первомученику Стефану: чтобы он уподобился Христу, как уподобился Ему Стефан, чтобы он свидетельствовал о Христе, как свидетельствовал Стефан, и чтобы он вошел в мир Христов, как вошел в него Стефан, — как Стефан вошел в славу Божию. Аминь.
Пер. с фр.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Проповеди». — Париж: Сурожская епрахия, 1995
«Пастырство». — М.: Никея, 2012