Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Один из святых Церкви сказал: «Бог так же мал, как я; я так же велик, как Он…» И конечно, он этим не старался умалить Бога в своих глазах, а себя по сравнению с Ним возвеличить. Он имел в виду, что в своем воплощении Бог согласился разделить с нами всеми наше человеческое состояние, в Своей плоти и в Своей человеческой душе испытать тварность, испытать, не будучи Сам жертвой и пленником греха, что значит жить в мире, который стал искаженным, уродливым через человеческий грех и зло, пережить все состояния человека в мире, быть непонятым, отверженным, преданным — все, что заставляет нас содрогнуться в ужасе, когда это случается с нами или с кем-то, кого мы любим, включая нечто и еще более страшное: самую смерть через потерю Бога, потому что, как Павел учит нас, смерть — это утрата общения с Богом. И на кресте Господь Иисус Христос Сам, в Своем человечестве, разделил с нами так, как никто этого не может испытать, чувство лишения полноводного, глубокого, животворящего общения с Богом Отцом: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем ты Меня оставил?..»
И вот когда мы думаем о Младенце Вифлеемском, мы видим в нем всю хрупкость Божию, потому что в Боге есть та хрупкость, которая есть неотъемлемое свойство любви: любви, отдающей себя неограниченно, так чтобы стать способной быть израненной, отвергнутой, обесчещенной. Вот о какой «малости» говорит святой, не о малости, которая унизила бы Бога, но о малости, которая Его делает больше, чем что-либо, что мы можем себе вообразить.
И если мы спросим себя, как возможно, чтобы Бог, оставаясь тем, что Он есть, неизмеримо великим, Святым, может соединиться с хрупкостью, со слабостью, со страданием, со всем, что мы видим в Евангелии — мы можем вспомнить, что святой Максим Исповедник сказал, что только вещи подобные не могут слиться друг с другом, но то, что совершенно несходно, то может слиться. И о Воплощении он говорит, что Божество соединило Себя с человечеством во Христе так, что полнота Божества обитала в плоти. Подобно тому, как огонь может пронизать железный меч. Железо остается железом, огонь остается неизменным, и они соединяются друг с другом так, что видимым образом нельзя разделить один от другого. Употребляя его выражение, можно резать огнем и жечь железом.
Но с другой стороны, это говорит и о возможном, потенциальном величии человека. Да, человек так глубок, так просторен, так потенциально велик, что он может в неповторимом явлении Воплощения стать Богом воплотившимся; и это призвание, в котором мы все призваны стать участниками Божественной природы (это слово Священного Писания). Это говорит о величии человека, о просторе и о глубине человека; и в сегодняшнем апостольском чтении есть фраза, которая есть зов к нам, во имя Божие, исполнить наше призвание; это сказано так ярко, особенно в английском тексте; там говорится, что мы должны достичь человеческой зрелости, которая измеряется ничем меньшим, как полнотой Христова роста… Мы должны вырасти в то человечество, которое есть человечество Христово, а Христово человечество — это не только усовершенствованная версия того, чем мы являемся; подлинное человечество, совершенное человечество единое с Богом, человечество, в котором полнота Божества живет в плоти, человечество, которое вместе с остальным миром становится славным одеянием Бога, о котором Павел говорит, что придет день, когда Бог будет все во всем.
Это ли не призвание, которому стоит следовать? Не стоит ли делать все, что мы можем, чтобы открыться силе и благодати Божией? Мы не можем достичь этого, но Бог может достичь этого в нас: что невозможно человеку, то возможно Богу, но не без нас. И чтобы этого достичь, мы должны предать самих себя и друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу нашему; и тогда — и это слова святого Иринея Лионского — соединены со Христом Духом Святым так, что, будучи едиными с Ним, Он в нас и мы в Нем, в Единородном Сыне, все человечество будет единородным сыном Божиим. Это наше призвание, но путь будет указан нам Христом: «Я есмь путь…» если мы хотим достичь этой меры, стать подлинно человечными, то есть подлинно божественными, мы должны следовать по Его стопам: отвергнуть себя, взять свой крест и последовать за Ним, куда бы Он нас ни повел. Аминь.
Опубликовано: Newsletter № 249, апрель 1992.
«Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)