Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Меньше, чем когда-либо в течение Великого поста Евангельские чтения являются случайностью. Евангелие читается за литургией в субботу и в воскресный день, и все Евангелия этих дней имеют общие черты.
Евангелия субботние нам рассказывают о Христовых чудесах, совершенных в этот священный день и вызвавших негодование законников и ликующую благодарность и поклонение тех, которые оказались Богом помилованными душой и телом. Христос не совершал этих чудес ради вызова; Он их совершал потому, что в этом Его чудотворении заложен глубокий, радостный для нас смысл. Бог сотворил мир; создав его, Он почил от дел Своих. Всё, что надлежало Ему сделать, было сделано и совершено; остающееся Он предал человеку. И человек обманул Его ожидания, отпал от единства замысла с Богом и превратил мир, который должен был бы быть гармонией, красотой, сиянием славы Божией — в тот холодный, тусклый и жестокий мир, который мы знаем. И вот, из этого Божественного покоя восстает Господь, становится человеком, входит в историю мира и воссоздает то, что надлежало человеку создать. Суббота говорит нам о том, что время Божие в каком-то отношении приостановлено, что теперь ответственность и творческий труд переданы нам, и именно как человек творит это дело спасения Христос…
Но в воскресный день, в день, когда мы вспоминаем, как Он восстал из мертвых после Своего распятия, нам постоянно не только напоминается, но и явлено в евангельских чтениях Его Божество. Как человек, Он вошел в труды человеческие; как Бог, Он его совершил этим восьмым днем, когда все ново, и когда начинается действительно вечность уже теперь. Поэтому, вчитываясь в эти евангельские рассказы, войдем вместе со Христом в этот творческий труд преображения мира, в который Он вошел по человечеству Своему, и последуем за Ним в ту славу Отчую, в которую Он нас зовет как Бог, зовет приобщиться не только Своему человечеству, но вырасти в полную меру возраста Христова (Еф 4:13), приобщиться Его Божеству, так, чтобы исполнилось древнее обетование о том, что мы призваны быть богами по приобщению, и что слово Иринея Лионского просияло радостью и торжеством о том, что слава Божия — это человек, достигший полной своей меры,.
Да совершится это, сколько возможно, подвигом, верностью, вдохновением в нас, и да будет для этого на нас благословение Господне. Аминь.
Опубликовано: Альфа и Омега. 1997 № 2(13)