Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Один из западных святых и подвижников после долгой святой священнической жизни раз воскликнул в ужасе, после совершенной литургии: Если бы я знал, в какой славе и на каком страшном месте стоит священник, я никогда бы не решился таковым стать… Таково восприятие Божественной литургии святыми.
У нас также есть рассказ, из жития святого Пафнутия Боровского. После долгих лет одинокой жизни он раз был призван служить литургию в монастыре, потому что не оказалось священника; он совершил Божественную Литургию, и, выходя из храма, он обратился к братьям: Если в крайней будете нужде — не просите меня больше служить; человек не может это пережить и остаться в живых…
Если мы только бы могли видеть, если мы только могли бы воспринять сердцем, духовным взором узреть, где мы находимся, и что происходит: ведь на том месте, где стоит священник, по праву мог бы стоять только Христос, единственный Совершитель Божественной Литургии, потому что Он является одновременно и Первосвященником Церкви и всея твари и жертвой, Которую Он же приносит в умилостивление Отца за спасение мира. Там, где по праву стоит Бог, ставший человеком, потому что Он есть Бог, и потому что как человек Он всего без остатка, до крови, до смерти, до ужаса богооставленности, до сошествия во ад, отдал Себя Богу, принес Себя в жертву — на этом месте как страшно стоять…
И вокруг, на Тайной Вечери — кто стоял? Апостолы. И в Гефсиманском саду Христос остался один, потому что ни у кого не хватило человеческой крепости побдеть с Ним один единственный час. И на Голгофе был Христос только с Матерю Божией и с апостолом Иоанном; несколько женщин, верных сердцем, стояли поодаль — а апостолов там не было: страх их сковал… И гефсиманская ночь и Голгофа являются частью живой силы этой Божественной Литургии, которую мы совершаем, потому что она собой представляет то, что было тогда. Это была страшная ночь, когда человек Иисус Христос, как Его называет апостол Павел, когда наш Господь, по Своему человечеству, ужасался перед грядущей смертью – и, однако, сверх человечьих сил, побеждая человеческую немощь совершенной верой, совершенной любовью и к Богу и к людям, Христос Себя отдавал. Неужели, говорил Он, Мне молиться о том, чтобы Меня минул этот час? Разве не для того Я пришел?.. И о чаше молился: Если только можно — да минет Меня эта чаша, однако: не по Моей воле — по Твоей воле, Отче, да будет… В эту ночь Христос Себя принес в жертву; Он всего Себя отдал за нас, ради нас, для нас. И потому Он и является единственным, Кто может принести эту священную, страшную жертву алтаря, когда хлеб делается Плотью Его, когда вино делается Его Кровью и когда они возносятся как закланный, убитый Агнец перед Богом за нас. Он нас искупил; Он за нас отдал жизнь; с нас — никто не может спросить этой жизни, но как страшно стоять и видеть, потому что то, что совершается здесь, это то, что было на Тайной Вечере и в Гефсиманском саду и на страшной, трепетной Голгофе…
Мне рассказывал священник один, как в молодые свои года, в момент подавленности, бессилия, уныния, он должен был совершить Божественную Литургию; он начал служить; а потом его охватил ужас, что этого он сделать не может, что он не достоин, что он не может даже слов этих произносить, которые произносили святые, что он не может коснуться святыни. И тогда он обратился к Богу и сказал: Господи! Иисусе Христе! Ты — Первосвященник Церкви нашей: встань Сам и соверши то, чего я не дерзаю, не смею совершить… И вдруг он почувствовал как между ним и престолом кто-то встал; ему пришлось отступить назад, и он ощутил, что стоит Христос, и что вновь, как на Тайной Вечере, Он совершает службу — а священник только повторял священные слова в слух народа, зная, что их произносит с властью, творчески, спасительно Сам Господь; и что веет в этом алтаре и над этим храмом, и живет в этом храме, и в людях собравшихся Дух Святой, претворяя землю в небо.
Вот, перед чем мы стоим каждый раз, когда мы совершаем или когда мы присутствуем при Божественной Литургии.Мы — Божий народ; крещением мы стали Телом Христовым, Он нас признает за Своих, за живых членов живого, многострадального, распятого, умученного, умершего, но и воскресшего, и вознесшегося во славе Тела Своего. Он нам дал Духа Своего Святого,Который живет в Церкви и Который животворит каждого из нас, и в теле нашем, и в душе нашей…
Церковь — дивное место; это место, где Бог и Его народ — вместе, соединены одной любовью, соединены несокрушимой любовью Бога к нам — пусть наша любовь и некрепка, пусть колеблется она, но Божья любовь стоит и не колеблется никогда. Церковь — страшное место и дивное место. Церковь — это место встречи с живым Богом; это место, гдемы Богу — свои. Какмы должны относиться и к храму и друг ко другу! Ведь каждыйиз нас — Божий; каждый из нас Богу настолько дорог, что Он отдал Свою жизнь для каждого, не для всех «оптом», а для каждого порознь…
В житии одной святой рассказывается о том, как священник, смущенный грехами окружающих его людей, обратился к Богу: Господи, неужели Ты не накажешьих?!.. И явилсяему Христос, и сказал: Не проси о наказании; для каждого из них Я был бы готов вновь воплотиться и вновь пройти через всю жизнь, через все страсти, через всю смерть и сошествие во ад… Вот, как каждого из нас любит Бог, что каждый из нас для Него значит; неужели мы не можем приобщиться друг по отношению ко другу этой дивной Божией любви? Неужели мы будем относиться друг ко другу иначе, чем Бог к каждому из нас относится? Неужели мы не в состояния, не в силах признать друг во друге брата, сестру, родного, своего? На словах это мы делаем, минутами, когда вдруг просветлеет сердце, это нам под силу, а потом? Как страшно мы делаемся жестки, бесчувственны, безразличны — а порой и жестоки друг ко другу! Как мы другого отстраняем со своего пути … Как мы проходим мимо чужого горя и нужды… Как мы не умеем всем сердцем радоваться на чужую радость… А вместе с этим, тот, кто стоит в храме рядом с нами — брат, сестра, единокровный со Христом, дети Того же Бога, братья Христу, сестры Христу… Разве мы не научимся от этого?..
Вот, станем друг друга любить… Глядя друг на друга, попробуем прозреть ту красоту, ту святыню, которую в каждом из нас любит и смертью Своей искупает Христос. И тогда не только наши сердца станут светлыми, такими светлыми, чистыми, что в них отразится, через них можно будет видеть Бога, но и вся община наша, люди Христовы, станут непостижимо прекрасным обществом. Люди будут глядеть и говорить — как в древности: Что это за люди? Как они друг друга могут так любить? Как могут они так любить и ненавидящих их, которые вокруг них ополчились? И тогда, видя наши добрые дела, люди, сидящие во тьме и сени смертной, воздадут славу Богу, познают, откроют Его, возлюбят Его благодарной любовью за то, что в Его имя кто-то сумел их полюбить. Аминь.
Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.