М.А.: За последние столетия мы привыкли к тому, что мы почитаем святыми тех, которые были провозглашены таковыми Поместной Церковью, всей Поместной Церковью, к которой мы принадлежим, и теми Церквами, которые в общении с нашей Церковью. Но это развитие позднее, и, конечно, было время, когда христиане были разрозненны по расстоянию, и когда одна часть христианского мира не имела даже понятия о том, что происходило в другой части. И поэтому было время, когда почитание святых было поместное, то есть в данной области тот или другой подвижник святостью своей жизни, чудесами, которые совершались им при жизни или после его смерти, учением, которое он оставил за собой, эти подвижники признавались святыми, и к ним относились соответственно, то есть к ним обращались молитвенно, их мощи почитались.
О.С.: Еще до прославления?
Еще до прославления всеобщего, затем, когда было достаточно данных к тому, чтобы признать святость того или другого лица, то местный епископ имел право, расследовав дело, провозгласить святость того или другого лица. И затем, по мере того как христианские общины сливались с другими и географически, и общностью жизни, почитание тех или других местных святых делалось почитанием общим. В наше время это не случается, потому что Церковь представляет собой громадную единицу, и мы не привыкли к тому, чтобы почитание было поместным. Но на самом-то деле, оно поместным и остается, потому что в течение какого-то времени тот или другой подвижник известен только небольшой группе людей, находящейся в его области. Так было, например, с Иоасафом Белгородским, так было с Серафимом Саровским, которые были почитаемы местно, слава которых распространилась, житие которых было расследовано центральной властью, и они были признаны всенародно, то есть всецерковно, на всю Русь Святую, святыми.
— Так что есть такое понятие как почитание, и это отличается даже от прославления?
Оно отличается тем, что это не акт даже местной Церкви, это сознание в каком-то кругу людей, что тот или другой подвижник веры является молитвенником, печальником, заступником нашим, и что мы в нем видим святость. Это постепенно растет, укрепляется, данные сведения увеличиваются, и в какой-то момент или местная церковная власть, а затем и всецерковная власть в виде Всероссийского Собора под авторитетом святейшего патриарха признает святость и провозглашает ее.
— Но все это начинается с такого почитания, как соборное, — соборное почитание.
Да, это соборное в том смысле, что сначала несколько человек обнаруживают святость того или другого лица, затем это сознание растет и делается народным сознанием, то есть соборным сознанием в малом масштабе. И это подтверждается потом решением уже иерархии, которая разрешает всенародно почитать то или другое лицо.