Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем Евангелии Спаситель нам говорит, что «род сей — род бесовский, зло во всех его видах — изгоняется только молитвой и постом». Но какой же молитвой изгоняется зло? Только той молитвой, которая направлена к тому, чтобы строить правду Божию и добро Божие на земле. Спаситель, во всяком случае в двух местах, говорит нам, что чего бы мы ни просили у Господа Его именем — Он это исполнит. И мы забываем, что значат эти слова «Моим именем». Они значат, что та молитва может быть услышана, которая могла бы быть произнесена Самим Спасителем Христом. Не такая молитва, которая идет на удовлетворение наших страстей, на укрепление неправды, на победу, в конечном итоге, зла на земле. А такая молитва, которая строит Царство Божие, царство любви, царство кротости, смирения.
И вот когда нам Господь обещает, что всякая молитва, которая во имя Его будет произнесена, будет услышана, Он говорит нам о том, что нам надо, приступая к молитве, ставить перед собой вопрос: Может ли Сам Спаситель Христос эту молитву принести Богу и Отцу? Может ли Он Сам эту молитву произнести за нас? Можем ли мы произнести эту молитву во имя Самого Христа?..
Другое есть место, где Спаситель нам говорит: Стучите, и отверзется вам, просите — и дастся вам… И опять-таки, тот же вопрос встает: о чем просить, и как просить? И если мы обратим внимание на то, что Христос говорит до и после этих слов, мы увидим, что следующее движение мысли: Не говорите многословно, говорите словами молитвы, которой Я, Христос, вас научу. И тут Он произносит впервые ту молитву, которая так дорога всему христианскому миру: Отче наш. Молитву, в которой мы называем Бога нашим Отцом, так же как Спаситель Христос Отцом называет Вечного Бога.
И дальше, первое прошение — прошение о славе Божией: Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле… И только в этом контексте, только если наша молитва идет на построение этого Царства, может она быть христианской и поэтому может она быть нашей: Хлеб наш насущный даждъ нам днесь — не сказал ли Господь «Не хлебом единым будет жив человек»? И Он нам сказал, что слово Божие питает душу, как хлеб, правда Божия, истина Божия — и вот о каком хлебе должны мы молиться. Просим мы о прощении подобно тому, как мы прощаем, потому что, прощая, мы уничтожаем то зло, которое вызвало нашу горечь и боль. Это наше прощение исцеляет и спасает грешника, раскрывает и нам, и ему двери Божиего Царства. И дальше мы просим об избавлении от искушения, о спасении от диавольской силы; но всё это для того, чтобы прославился Господь и чтобы наконец построилось то Царство Божие, которое есть спасение, надежда, тоска и голод всея земли.
Поэтому, когда мы будем приступать к молитве, вспомним это: что если наша молитва не может влиться в молитву Самого Спасителя Христа, то Он /мы?/ не может ее принести Богу и Отцу. И что только та молитва, благодаря которой Царство Божие строится внутри нас, вокруг нас, во всем мироздании, — молитва, которая может изгнать бесов, уничтожить зло, принести жизнь туда, где была до этого только смерть. И нам, нам, христианам, дано это знать, нам, христианам, дано это сотворить. Какая это для нас должна быть радость, какое вдохновение, какой подвиг. Аминь.