Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Этими словами начинается всякая проповедь слова Божия, всякое пояснение слов Господних, слов Самого Бога, ставшего человеком; и с каким благоговением должен проповедник и эти слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» говорить, и то, чем он хочет поделиться с паствой единого Пастыря, единого Бога и Господа нашего. Но также с каким благоговением нам надо и слушать это слово! Спаситель в Евангелии говорит нам: «От слов своих оправдишься и от слов своих осудишься»; а в другом месте Священного Писания нам говорится: «Блюдите — берегитесь — как вы слышите слово Божие, ибо не слышатели слова, а творящие слово Божие спасаются и достойны называться христианами», т.е. христовыми – собственными учениками Христа, Его друзьями, Его родными, приближенными.
Мы сегодня празднуем день святого Иоанна Златоустого; и в одном из своих поучений он нам говорит, что воздавать честь святому одними молитвами, одними церковными песнопениями недостаточно. Если мы действительно поражены величием его жизни, его святым обликом, то мы должны от него научиться, как жить, а не только восхвалять его за то, что он сумел быть верным последователем Христа. И это относится равно к нам, пастырям, и к вам, детям Церкви Христовой. Страшные слова говорятся в Священном Писании о пастырях недостойных: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением…» Как страшно пастырям перед такими словами стоять и испытывать свою совесть! Как страшно думать, что словом пастырь может быть крепок и истинен, но жизнь его свидетельствует, что он изменник Христу и обманщик людей. И как страшно слышать слова, которые я уже упомянул: «От слов своих оправдишься и от слов своих осудишься…» На Страшном суде каждый из нас, пастырей, станет перед Господом, Пастыреначалъником, Который жизнью Своей проповедовал, а не одним словом, и тогда сказано будет нам: «Сколько ты правды сказал, какие глубины ты познал из Евангелия, из учения святых Отцов — а жил ли ты согласно тому слову, которое поразило тебя в сердце и которое ты проповедовал людям?..» Страшно думать о том, что каждый раз, когда священник провозглашает Божие слово, благовестие Божие о спасении, он становится перед судом Божиим и или оправдится, или осудится перед Христом за то, как он жил.
Но это относится в равной мере и к тем, кто это слово слышит: «Блюдите, как вы слышите слово Божие…» Есть притча в Евангелии о том, как вышел сеятель сеять. Одни семена упали на каменную почву дороги, где были сразу поклёваны птицами. Они погибли, и росток не родился, они были напрасны… Неужели кто-нибудь из нас, слыша слово Христа о том, как Бог возлюбил мир, как Он нас учит жить, не вступит в путь заповедей Божиих, не сделает всё, что в его силах, для того, чтобы жизнью показать Богу, что не напрасно Христос страдал и умирал на кресте ради каждого из нас? Вся жизнь наша должна стать знаком, свидетельством нашей благодарности Богу за Его любовь, за Его страсть, за Его Крест, за сошествие в ад ради спасения погибших: в ад земной и ад преисподней…
Другие семена упали на почву, которая была неглубока; они быстро взошли, потому что почва была сырая и сразу их напоила влагой, но она была неглубока; корни быстро, быстро столкнулись с камнем, и росток, который мог бы дать такую богатую жатву, погиб, засох.
Другие семена пали среди терний, среди сорной травы, и слабый росток был заглушен. Эта сорная трава, разумеется, не вещественная трава наших полей и оврагов; это та трава сорная, которая произрастает в наших сердцах от нечистой, недостойной жизни: злоба, зависть, ревность, холодность души, окаменение сердца, забывчивость, небрежность — что только ни назовешь, страшно делается. И вот эти страсти, эти наши переживания, которым мы постоянно себя отдаем, которым раскрываем свое сердце, свой ум, свою память, которые волю нашу делают злой — эти сорные травы так легко могут заглушить живоносное, чистое, прекрасное Божие слово — потому что Божие слово не просто, Божие слово не соответствует нашим каждодневным мечтам и желаниям. Бог нас зовет быть великими, быть чистыми, быть святыми, быть достойными той любви, которую Господь Крестом проявил к нам.
Станем же мы той доброй почвой, о которой говорит Господь: все мы — и пастыри, и пасомые; все мы дети Божии, за всех жил, учил и умирал Господь. Станем такой почвой, чтобы каждое слово пало бы и было воспринято не с восторгом, а с любовью, и пустило бы глубокие корни; и когда будет прорастать первый росток вечной жизни, чистоты, святости, любви, веры, надежды, будем этот росток охранять всеми силами, чего бы это ни стоило, — а порой стоит это дорого. Посмотрите на жизнь святых: как много они трудились, как героически они защищали Божие слово, точно святыню. Будем и мы учиться у них.
Но помните: пастырь будет таков, каково стадо, и стадо будет таково, каков пастырь, потому что мы составляем одно тело, одну жизнь, одну душу; мы, пастыри, должны подкреплять каждого из вас живым словом правды, но должны всей жизнью — и открытой нашей жизнью, и потаённой, той, что происходит в глубинах нашего сердца, быть достойными того слова Божьего, которое мы провозглашаем.
Но вы, зная, что и пастырь — человек, что и у него слабость, должны всеми силами его ограждать от падения, от соблазна, от раздражения перед службой, от горечи, чтобы не казалось ему, будто напрасно он трудится и напрасно проповедует. Апостол Павел говорит, что верующие должны так заботиться о пастыре, чтобы он свое дело совершал с радостью, а не с воздыханием. Поможем друг другу: пастыри — святой жизнью, которая давала бы силу их животворному слову, слову Христа; а вы помогайте им вырасти в ту меру, к которой призывает нас Пастыреначальник Господь, стать как бы иконами Спасителя Христа, прожить такой жизнью, чтобы верующие и неверующие могли увидеть в нем спасителя, сеющего доброе семя и жизнь свою — всю, без остатка — отдающего за тех, за которых умер Господь. Аминь.
Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.
Труды. Т.1. — М.: Практика, 2002