Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Время бежит, и мы быстро приближаемся ко дню Рождества Христова — одному из самых великих, самых потрясающих событий в истории человечества.
Когда в семье должен родиться ребенок, с каким благоговением, с какой надеждой, с каким радостным настроением и, одновременно, с каким трепетом ожидается приход этого ребенка. С рожденьем ребенка в мир вступает новая судьба, вступает некто до этого времени неизвестный и небывший; и этот человек станет наследником всего прошлого, понесет тяжесть всего настоящего и наложит свой отпечаток на все будущее.
Это относится ко всякому новорожденному младенцу; а сейчас мы ожидаем прихода в мир Младенца Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Сына Девы Марии. Он — Сын всей человеческой семьи, и вся Его человеческая семья может встречать Его приход и созерцать эту новую судьбу, вступающую в мир. И вот, взирая на Него, мы видим два свойства, как будто несовместимые, но соединенные здесь в единой Личности.
С одной стороны, мы видим в Нем Бога уязвимого, Бога хрупкого, видим беспомощность отдающегося нам Бога, любящего нас столько, что Он готов не оберегая Себя и не защищаясь нисколько, понести все, во что превратили себя люди и что они совершат над Ним.
А с другой стороны, благодаря, может быть, именно этой хрупкости, в которой Бог открылся нам, этой уязвимости любви мы можем прозреть и величие этой любви, и пасть на колени, как волхвы, как пастухи и как ангелы Божии, и поклониться Всемогущему, поклониться Живому Богу, Святому Израилеву, Который нас ради отдается нам так неограниченно, так жертвенно.
Семья, ожидающая рождения младенца, готовится к этому событию в трепетном благоговении и надежде; а мы? А ведь рождение Христово — самое великое, что когда-либо произошло в человечестве, во всей вселенной, самое великое, что и сейчас совершается благодаря Его присутствию среди нас: Бог среди нас, Бог теперь — часть человечества и плотью Своей часть всего космоса. Бог среди нас, хрупкий и спасающий, как любовь, спасающая от ненависти, от жадности, от всего, что разделяет и убивает.
Ожидаем ли мы пришествия Господня с открытым сердцем, сердцем животрепещущим и нежным? Семья, ожидающая ребенка, всё приготавливает к его приходу — готовимся ли мы к приходу Господа? И я не говорю о внешнем, псевдо-церковном благочестии, а готовимся ли мы со всей глубиной и чуткостью человеческого сердца и всей нашей жизни? Готовы ли мы действительно принять Его, дать Ему приют, уберечь эту хрупкую и отдающую себя любовь от всего, что может ее поранить, изувечить, или причинить ей боль?
В каждом из нас есть много такого, что ранит Божественную любовь и ранит любовь, дружбу, чуткую открытость наших друзей, тех, кто любит нас. Мы должны оглянуться на себя и поставить перед собой вопрос: есть ли в нас такое место, куда Господь мог бы войти и быть дома? В ночь Его рождения все двери оказались закрытыми, ничего не было для Него готово, кроме пещеры; и когда Он вступит сейчас в мир, окажутся ли наши сердца такими же неприготовленными, такими же замкнутыми — или же раскрытыми и приимными, как та пещера, как бы убога она ни была, но куда Он может вселиться: пещера убогая, но приветливая, теплая, открытая, тоскующая по Его приходу?
Задумаемся над этим, и будем ожидать Младенца, Который родится в мире, в человеческой истории, в бескрайной вселенной, но также и в бездонной глубине каждой нашей души. Аминь!