Во имя Отца и Сына, и Святого Духа
Через неделю, через неделю мы доходим до дня Прощения, на самой грани Великого поста. До этого момента сегодня нас и евангельское чтение, и самая служба ставят перед лицом нашей собственной совести. Если мы хотим через неделю просить прощения искренне и правдиво, если мы надеемся получить прощение от другого человека, кого мы оскорбили, унизили или мимо которого мы прошли, как будто его на свете нет, мы должны сначала произнести суд над самими собой. И мы в состоянии прийти к другому человеку с сокрушенным сердцем, т.е. сердцем разбитым, с сердцем уже не каменным, а плотяным, как говорит один из пророков. И вот вопрос, который ставит нам сегодняшнее Евангелие, совершенно ясное и твердое: суд перед нами, суд над нами. И мы думаем часто, что мы можем как бы обойти суд Божий, покаявшись на словах перед Ним, сказав о том, как нам больно, что мы не достойны Его любви, как нам стыдно, что мы неверные Его ученики. Но этого недостаточно, потому что это сказать невидимому Богу, который не отвечает нам отказом, который не отвергает нас, который не говорит нам: «Лжешь. В этом правды нет…» А ставит нас сегодняшнее Евангелие перед ясным судом: «Если ты хочешь каяться в своих грехах, то кайся в том, что ощутимо и видимо». В переживаниях своих каяться легко, а в жизни своей далеко не просто. И вот Христос нам говорит о том, что Он так возлюбил мир, что Он человеком стал, прожил человеческую жизнь, умер страшной человеческой смертью, более страшной, чем наша, для того, чтобы нас спасти, и что Он возлюбил мир, то есть каждого человека, каждую тварь конкретной живой любовью, что Он не прошел мимо ни одной нужды. Вспомните, всё Евангелие полно чудес, но чудес не духовных, — духовные чудеса происходили в глубинах душ человеческих, — а в конкретных, простых чудесах исцеления, умирения, утешения. И вот это критерий того, ученики ли мы Христовы или нет. На словах исповедовать правую веру и истину легко, а конкретно жить этой верой, далеко не просто. И Христос нам ставит вопрос о том, Я возлюбил мир в такой мере, что Я всю Свою жизнь и смерть этому миру подарил – а ты? Ты встретил голодного — и прошел мимо, был бездомный — и ты закрыл глаза, чтоб не заметить его, знакомый человек был в тюрьме — и ты его не посетил, потому что тебе было стыдно признаться, что вор, разбойник, мошенник — твой знакомый, если не друг. И весь вопрос, который нам ставит Христос в сегодняшнем Евангелии таков: был ли ты человеком с истинными человеческими чувствами и не чувствами только, а поступающий по-человечески. Если ты человеком не был — не надейся войти в Царствие Божественное. И это нам надо в течении этой недели глубоко пережить. Потому что через неделю мы будем подходить друг ко другу, прося прощения и надеясь на прощение, но мы не можем принять прощение или дать прощение просто на словах. Прощение должно быть действием, которое исходит из глубины кающегося сердца, то есть такого состояния, когда мы действительно осознали, что мы недостойны ни Божьей, ни человеческой любви и что мы приходим к каждому человеку и говорим: «Я недостоин ни Бога, ни тебя. Но можешь ли ты поверить, что я могу исправиться? Потому что покаяние, т.е. прощение не заключается в том, чтоб человеку сказать: все прошлое сейчас забыто. Оно заключается в том, чтобы сказать: «Я тебя знаю, какой ты есть — темный, грешный, недостойный, но я тебе дарю доверие, доверие на будущее…» Прощение — это значит, что я верю в тебя, в твое будущее. И это мы можем воспринять друг от друга — с какой благодарностью, с какой трепетной душой! Потому что человек, которому я был неверен, которого я оскорбил, унизил, всячески обманул его надежды, может мне сказать: «Несмотря на это я не теряю надежду, что ты можешь стать человеком, достойным моего доверия и моей любви».
Будем готовиться к этому через строгое внимательное рассмотрение своей собственной совести, но не чувств своих, а жизни своей, действий своих, потому что действия являются критерием правды и неправды нашей веры. И когда мы будем подходить на следующей неделе друг ко другу, будем честны. Если мы не можем простить человека — то есть мы не верим, что есть надежда на его исправление, с каким ужасом должны мы сказать ему: «Ты меня прости. Я не могу в тебя верить.» А если мы можем, то мы должны сказать — с какой радостью — да! Что бы то ни было прошлого, чтобы ни было в прошлом, я верю в будущее, верю, что все тебе возможно в укрепляющем тебя Господе Иисусе Христе, если ты только этого захочешь. И это мы должны быть готовыми принять сами от другого человека, чтоб он в нас поверил. И как трудно это бывает.
Аминь.