Я хочу сегодня попробовать выяснить, что значит Рождество Христово, что оно нам открывает о Боге. В день Рождества Христова, по нашей вере и по опыту Церкви, Бог становится человеком.
И Он является на земле как новорожденный ребенок, во всем бессилии, во всей хрупкости, во всей незащищенности и уязвимости детства. Такое видение Бога, явившегося плотью, нам сразу же открывает нечто о том, что представляет собой любовь. Любовь, в первую очередь, это отдача себя беззащитно, в согласии быть до конца уязвимым. И такова любовь Божия к нам. Сотворяя человека, Бог Себя всего нам отдает, но наделяя при этом человека свободой, Он ему дает страшную власть от Него отказаться, отказаться от любви, отказаться от дружбы, отказаться от Бога до конца. И в этом Бог Себя как бы делает уязвимым. Любовь, которая могла бы быть чистой радостью, становится крестным страданием. И вот в день Рождества Христова нам открывается нечто о Боге, чего мы и думать не могли: что Бог есть любовь, такая же хрупкая, такая же отдающаяся и уязвимая, как тело и душа новорожденного ребенка. Но Рождество Христово говорит нам еще и о другом: о том, что Бог, в Своей премудрости и любви к нам, отдает Своего Единородного Сына на жизнь и на смерть, чтобы мы, люди, поступили по отношению к Нему, как захотим; отзовемся мы любовью на любовь или же закроемся мы от любви, ответим отчужденностью, ненавистью — зависит от нас. И в этот первый момент воплощения Христова Бог Своего Сына отдает, и Сын Себя отдает беззащитно. Это дело Божие, которое Сам Бог совершает как бы над воплощенным Своим Сыном. Это только начало пути, потому что Спаситель Христос не является безответной жертвой только; Он дальше вступит в жизнь не безответно, а сознательно, вольной Своей человеческой волей приняв на Себя то поручение жизни и смерти, которое возложено на Него волей Господней.