Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы причащаемся Пречистых Таин Христовых и этим мы сродняемся с Ним, делаясь одним с Ним человечеством. Но, сродняясь с Ним, мы так часто думаем только о себе самих. Мы думаем о том, что приобщение Таин Господних, бесконечная и непостижимая близость с Ним откроет перед нами глубины вечной жизни здесь, на земле, приобщит нас славе Господней, очистит нас от наших грехов и даст нам новую жизнь.
И всё это справедливо, и всё это так, но это далеко не всё. Мы не приобщаемся только Пречистому Телу и Крови Господним, предлежащим нам на святом престоле. Мы приобщаемся Самому Господу, а приобщение значит — вступление в нечто общее, общую жизнь, общую судьбу, общий дух, — всё общее; и когда мы думаем об этом теперь перед лицом тех слов, которые мы читали сегодня, если мы вспомним слова: «Се, восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предается в руки человек грешник, и оплюют Его, и убиют Его, но в третий день воскреснет», то это приобщение, о котором мы молим и которого ищем, приобретает еще новые размеры, еще новую глубину, еще новое измерение.
Если мы хотим быть со Христом едины, едины в вечности, едины во веки веков, мы должны, приобщаясь Святых Таин, быть готовы стать с Ним едиными здесь, на земле, и разделить с Ним ту судьбу, которую Слово Божие, став плотью, взяло на Себя, мы должны здесь, на земле, непостижимым образом быть присутствием Самого Христа, так, что Он живет в нас, когда мы живем в Нем, и быть готовыми разделить с Ним до конца эту человеческую судьбу.
А Он стал человеком по бесконечной Своей крестной, жертвенной, божественной любви, для того, чтобы люди поверили в любовь, для того, чтобы поверившие сроднились с Ним и были свидетелями на земле любви небесной, свидетелями Божией воплощенной, живой к нам любви.
И вот все мы, причастившиеся сегодня, сердца которых полны радостью и благодарностью о том, что Господь вам даровал стать Ему родными, сродниться с Ним так, что Он не стыдится по слову апостола, нас называть братьями, сродниться с Ним так, что Отец Небесный — наш Отец в прямом, полном смысле этого слова, мы все, в чьих сердцах живет теперь радость и благодарность, вступите в жизнь, которая стелется вокруг нашего храма, вокруг нас везде, — как Христос вступил в мир. Пусть всякий человек испытает через вас, что Христос вошел в его судьбу, что через вас Христос с ним встречается, что через вас божественная любовь достигла его — радостью, утешением, состраданием, готовностью всё разделить вплоть до Богооставленности и креста с ним.
Если мы так будем жить хоть те немногие дни, которые отделяют нас от дней страстных, то наше причащение будет истинно и не напрасно; не напрасно не только для нас, но и для всех и для каждого. И если мы так сумеем прожить те немногие дни, когда будем стоять либо в церкви, созерцая эту страшную и дивную страстную седмицу, либо на путях жизни, — работая, или дома, или где бы то ни было, мы будем находить свое место в этих страстных днях не вместе с Иудой, не вместе с разбойником, отвергшимся от Христа, не вместе — может быть, хотя бы на мгновение — с обезумевшей толпой, кричавшей «Распни, распни Его», не вместе с теми, кто побоялся признать, что они Христовы. Может быть, хоть на мгновение мы окажемся рядом со Христом, на соседнем, на правом кресте, или, может быть, на пути вместе с Симоном, которому было дано понести крест Христов, или, может быть, где-то поблизости к Распятию, с бесстрашными, по любви своей, женами. Дай нам Бог так сегодня приобщиться, чтобы не только мечтать о вечной радости, но жить крестным Христовым подвигом и широко дать радость небесную, любовь Божию всем людям, для которых Бог стал человеком.
Аминь.
Опубликовано: Приходский листок. Март 1972. № 26