Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы привыкли думать о смерти как о трагедии, а о рождении ребенка — как о радости, которая наполняет дом и выходит за собственные пределы, и распространяется на тех, кто способен отозваться радостью на радость благословенных родителей. И вот в Рождестве Христовом, в этом празднике, который грядет на нас шаг за шагом и приносит нам начало новой жизни, нового взаимоотношения с Богом, не только для нас, но для обновления всего мира, всего сотворенного космоса, радость и трагичность переплетаются. Но Рождество Христово также и трагично, потому что Христос вошел в мир, чтобы умереть. Каждый из нас рождается в мир из небытия сначала просто в бытие, а затем, шаг за шагом, во всё большую глубину и простор жизни, до дня, когда будут преодолены все ограничения этого тварного, а затем падшего мира, и мы войдем в бескрайность жизни, которая есть любовь. Ибо, в конечном итоге, любовь это ничто иное, как ликующая радость торжествующей жизни, победившей всё и способной поэтому отдаться, отдаться без остатка. А Христос пришел из самой полноты Божества, той полноты, о которой мы и помыслить не можем и которая есть любовь, которая есть вечность. И пришел Он в этот мир с тем, чтобы умереть, тогда как мы приходим в него для того, чтобы жить.
Он пришел для того, чтобы мы были спасены. Спасены от нашей разобщенности от Бога. Потому что мы сами неспособны достичь до Него, неспособны преодолеть ту непроходимую пропасть, которую человеческий грех проложил между Богом и человечеством, и отделены от Бога нашим безразличием, тем, что мы привыкли к собственной обезбоженности, одиночеству, и хотя бьемся, боремся и надеемся, но под конец изнемогаем и оканчиваем жизнь смертью. Так часто после бессмысленной в глазах многих, а то и в наших собственных, жизни сходим в обессмысленную могилу.
Христос пришел, потому что мы не могли достичь до Бога: Бог пришел к нам; Он понес ответственность не только за Свой первичный акт творения вселенной и нас самих, зная, что это Ему будет стоить, зная и как мы поступим; но Он взял ответственность за нашу неверность, за то, что мы изменили своему призванию, изменили Ему, изменили друг другу и всей сотворенной вселенной.
Своим приходом Он явил бескрайнюю заботу Божией любви к нам. Он не Творец, Который навязал бы нам существование, а затем наблюдает невзгоды нашей жизни, чтобы в какой-то день поставить нас на суд; Он — Творец, Который открыл перед нами путь в жизнь, путь к любви, путь к победе. Он приходит к нам и открывается таким, каким мы Его и помыслить не могли. Он принимает образ раба. Он подлинно становится одним из нас; Его тело подобно нашему, и Его ум, и сердце, Он — один из нас во всем, кроме того, что Он также и Бог, и Божеством пронизан Его ум, и сердце, и тело, и вся Его природа. И открывая нам Себя в плоти Своей, что Он есть, Он открывает нам о Боге нечто, чего мы и вообразить себе не могли: Бога, Который ради любви готов отдать нам Себя неограниченно. Вы можете сделать со Мной, что захотите, — Я не перестану вас любить. Вы можете надругаться надо Мной, вы можете отречься от Меня, вы можете замучить Меня, можете предать Меня, можете отвергнуть Меня, можете оплевать Меня, можете распять и убить Меня — Моя любовь не поколеблется. Вольной волей Я становлюсь уязвимым, беспомощным, чтобы вы узнали, что такое Божия любовь — и всякая любовь: отдача себя, отдача до конца, без горечи, без отказа…
Вот что означает рождение Христа, вот что оно говорит нам, и слово это сугубо верно. Он рождается в смерть, Он рождается на страдание, Он рождается в ограничения тварного и падшего мира для того, чтобы мы поверили в Божественную любовь. А чего ожидает Он от нас? — Понимания! Останемся — ли мы слепы к Богу, так Себя нам открывшему? Останемся — ли мы слепы и к тому человеческому величию, которое Он нам в Себе открыл: потому что ум и сердце, тело и воля воплощенного Сына Божия были подлинно человеческими. Человечество Его было пронизано Божеством, но оно не перестало быть подлинным человечеством; не значит — ли это, что все мы — каждый из нас — сотворены так, что мы можем быть не только духоносными, но и Богоносными? Мы можем быть пронизаны Самим Божеством, соединяясь с Тем Богом, Который соединил Себя с нами.
Вдумаемся же в то величие, к которому мы призваны, и которое не только обещано или провозглашено нам, но открыто, раскрыто, явлено в личности Господа Иисуса Христа. Задумаемся также об этом рождении в смерть Бессмертного, об этой отдаче Себя, и поставим перед собой вопрос: Как мы отзываемся? На что мы обрекаем себя самих, отрекаясь от своего первородства? И как мы поступаем с Богом, Который стал человеком для того, чтобы мы стали богами, по древнему присловью?
Будем радоваться с трепетом, с благоговением, будем радоваться, но получим также и вдохновенье от этого дивного чуда, которое тогда совершилось и продолжает совершаться теперь среди нас. Аминь.