Есть место в Священном Писании, где говорится: «Во всю землю прогремела их благовесть, до концов вселенной донесся их голос». Речь здесь идет о проповедниках Христа, о тех, которые о Боге говорили и в древности, и до сих пор. И мне кажется, что всякий, который до глубин души убежден в том или другом, не только имеет право, но должен делиться своим убеждением, должен делиться тем, что он из опыта узнал о жизни, о себе, о человеке в целом, и для верующего, конечно, и о Боге. И поэтому мне кажется, что радиовещание может играть громадную роль не для того, чтобы, как сказал бы неверующий, «совращать людей в Церковь», а для того, чтобы человек верующий мог с неверующим делиться своим опытом, тем, что для него самое дорогое, то, что составляет самую сущность его жизни и его мышления. Повторяю, что речь не идет о том, чтобы «обратить» кого-нибудь в ту или другую веру, а в том, чтобы поделиться и сказать человеку: «Вот этого ты не знаешь, а я из опыта дознался этого. Ты этого не знаешь, а я хочу с тобой поделиться, потому что это внесло в мою жизнь такую радость, такую полноту, это оказалось таким чудом жизни для меня, что я не могу тебя оставить в покое, я не могу не поделиться с тобой этим».
И мне кажется, что сущность радиовещания здорового, правдивого именно в этом. Если мы думаем о современном нам мире, — кому доступны встречи с людьми всех возможных убеждений и направлений? Очень мало кому. Надо жить там, где их можно встретить, надо, чтобы человек тебе доверился, надо, чтобы между человеком и тобой образовалась какая-то связь, чтобы можно было говорить, причем, на одном и том же языке. Я сейчас не думаю о том, чтобы говорить на иностранных языках, но и в пределах одно языка люди друг друга не понимают, потому что они не привыкли думать в одинаковых категориях.
И вот радиовещание в этом отношении может поставить людей лицом к лицу с неизвестным и очень драгоценным. Это происходит здесь, в Англии, на Западе, где мы, православные говорим о своей вере, и где очень многие и христиане, и неверующие, и положительные, активные атеисты прислушиваются к тому, что мы говорим, потому что это им открывает новые измерения в жизни, это им дает возможность встретить живых людей, которых они иначе никогда не встречают. Это им дает возможность, кроме того, продумать свое собственное мировоззрение, потому что не только невежды являются христианами. Академик Павлов был христианином. Есть много ученых, которые веруют в Бога и веруют во Христа — и на Западе, и на Востоке, и везде. И поэтому всякий может прислушаться к голосу другого человека и поставить перед собой вопрос: не слишком ли узко мое собственное мировоззрение? не надел ли я шоры или не надели ли на меня шоры, когда я еще был мальчиком, девочкой, подростком, когда я еще не мог делать выборов? А уж говоря о нашей Родине, где расстояния такие громадные, где люди могут никогда не встретить инакомыслящего, то конечно, радиовещание должно играть колоссальную роль. Оно и играет эту роль во всех областях жизни: в области хозяйства, в области науки, в области политики, в области литературы, в области общей культуры, потому что люди через радиовещание могут делиться тем, чего другие не знают — не по недоброй воле, а по обстоятельствам своей жизни.
И вот мы хотим поделиться отсюда тем, что нам так дорого. Многие из нас родились в верующих семьях, но многие из нас родились, может быть и в верующей семье, но не получили никакого духовного образования — и встретили Живого Бога. Что это значит, можно объяснить гораздо подробнее в более продолжительной передаче, но я стал верующим, потому что я оказался в какой-то момент подростком лицом к лицу с воскресшим Христом. Для меня это -абсолютная реальность. Это не была галлюцинация, это опыт, который остался у меня вот теперь 60 лет живым опытом. Как я могу не делиться тем, что совершенно переменило мою жизнь? И как может умный, здоровый человек не прислушиваться к тому, что нормальный, я бы сказал, хорошо образованный человек (я был врачом раньше, чем был священником) считает правдой о жизни?
И это очень важно и на Западе, и на Востоке, и везде: встреча, встреча. По-русски вы знаете, что такое встреча, а на сербском языке, мне говорят, что встреча — значит радость. Вот давайте и сделаем из этих встреч на волнах и встречи лицом к лицу между людьми доброй воли, открытого ума, желающих друг друга понять, желающих обогатить друг друга и обогатиться друг от друга, и сделаем из этого тоже радость встречи.