В сегодняшнем Послании апостол Павел нам говорит: «Крестом Христос миром распят за грех, и я с Ним». Что это значит для всех нас? Это значит, вероятно, то, что Христос умер страшной крестной смертью потому только, что он, Павел, и вместе с ним бесчисленное количество людей отпали от Бога. Что он вдруг почувствовал и понял, и до самых глубин своего существа осознал, что если это так, если его личный грех может привести к такому страшному последствию, то грех для него делается ужасом, предметом отвращения, что он его от себя отстраняет всеми силами души и тела, и что он стал греху мертвым. Может ли кто-либо из нас это сказать? Мы очень мало осознаем то, что значит для нас распятие Христово, смерть на кресте живого человеческого тела, убийство человеческими руками живого человеческого существа потому только, только, что каждый из нас, я лично, отпал от Бога. И что нет другого пути меня вернуть к Нему, чем поставить перед лицом страшного последствия для самого Бога воплощенного моего отпадения.
Это мы понимаем мало. Мы так привыкли к иконописи, мы так привыкли к словам, которые мы употребляем постоянно. Но подумайте о том, что бывает, когда кто-нибудь из нас поступит убийственно по отношению к другому человеку? Когда человек другого задавит на дороге, потому что он правит неосторожно или в пьяном виде? Подумайте о том, что случается, когда мы человека безрассудно, бесчувственно, злобно, или без всякого понимания раним до самой глубины его души, когда он отходит от нас, раненный раз и навсегда нашим поступком или нашими словами? Это малый образ того, что случилось на Голгофе. Но это реальный образ, который мы можем воспринимать, с большей силой и яркостью (увы, увы), чем то, что мы читаем в Евангелии. А раны, которые мы наносим людям, мы не расцениваем. Мы думаем, что сказали просто пустое слово, что мы только царапнули душу человека. И мы себе не отдаем отчета о том, как этот человек может истечь кровью от нашего слова, от нашего действия. Подумаем об этом. И если у нас хватит сознания, живого чувства, сердца, подумаем о том, как мы поступаем по отношению к каждому человеку, который вокруг нас есть. И если его страдания стали для нас ясными, его унижение, его воля, а иногда его убийство нашим словом, тогда осознаем то, что осознал апостол Павел, и поймем, что это должно сделать нас чуждыми тому, что мы совершили или, что мы совершаем постоянно, чуждыми тому, что человека ранит, убивает, разрушает, и что мы должны стать чуждыми не на мгновенье, а раз и навсегда, если мы только мы увидели последствия того, что мы совершили. А последствия мы можем увидеть, если мы только вглядимся в тех людей, которых мы раним. Потому что мы легко это делаем – мы раним человека и уходим, а он остается со своей неисцельной болью. Подумаем о том, куда он пошел, с чем он от нас ушел? И опомнимся.
Аминь.
В эту субботу, 26-го числа, очередная школа. Поэтому не забудьте и приведите своих детей на уроки.
Несколько недель тому назад я сделал призыв о том, чтобы в церкви царствовала полная тишина, чтобы это действительно было Домом Божьим, а не местом болтовни и рассеянности. Я повторю это сегодня. Когда вы подойдете к кресту Господню, приложитесь к нему, возьмите кусочек просфоры. И если вам нужно с кем-нибудь разговаривать, идите в холл, где вы можете свободно со всеми встретиться. Но в храме соблюдайте полную, глубокую тишину, чтобы не разрывать чужую молитву, и лишать другого человека встречи с Богом.