Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы снова слышим так нам хорошо известное Евангелие об исцелении расслабленного; и хочется снова и снова обратить и свое внимание, и ваше — на вопрос, поставленный Христом: Хочешь ли ты быть здрав?.. Казалось бы, нет другого ответа, кроме того, который был дан расслабленным: Конечно, Господи, хочу!..
Но так ли это? Не так давно пришел ко мне человек, больной, который плакался над своей болезнью, над тяжестью жизни, плакался над ответственностью, которую жизнь накладывает на каждого теми требованиями, которые она ставит. И в течение этого разговора я этого человека спросил: А хотели бы вы избыть вашу болезнь, так, чтобы не осталось никакой телесной немощи, и у вас была бы возможность изо всех сил, со всей ответственностью войти, вступить в жизнь?.. И этот человек не только не задумался, но как бы даже криком мне ответил: НЕТ! — и потом сам удивился: как мог вырваться такой нелепый, безумный ответ прямо из души? И когда я поставил этот вопрос, когда мы над ним задумались, ответ был таков: болезнь, немощь, бессилие, которые так явны всем, являются для меня единственным спасением от ответственности, от необходимости жить твердо, смело, действенно…
Поэтому вопрос Христов, обращенный к расслабленному, не так прост, и не так легко его каждому из нас разрешить. В каждом из нас есть некоторая доля слепоты, расслабленности. Мы хромаем, как говорит Исаия пророк, на оба колена — сколько у нас есть такого, которое подходит под общее заглавие «немощи», что значит: не могу, бессилия, что значит: нет у меня сил на это, что нас спасает от того, чтобы жить ответственно, жить творчески… Каждый из нас пусть задумается над этим вопросом…
И этот человек долго лежал в этих притворах, этот человек всё надеялся на то, что с ним совершится какое-то чудо извне; мы тоже на это надеемся так часто; но чуда мы ожидаем всегда двоякого: не только то, чтобы нам дано было исцеление, но чтобы вместе с исцелением ушли бы из нашей жизни все трудности, все страхи, все задачи, чтобы жизнь стала легкой и чтобы по этой легкой жизни мы могли ступать без страха, без забот… Человек порой, нам кажется, мог бы нас от всего освободить, всё нам дать — и этого не бывает, и остается нам только обратиться ко Христу, к Нему лично — ни к кому другому — и сказать: Господи! Я хочу взять жизнь на плечи, как берут крест, как берут трудную и ответственную задачу; я готов жизнью поплатиться за то, чтобы жить от всего сердца, от всего ума, всей крепостью и всей немощью своей… И тогда Христос на нас возложит как дар эту тяжесть жизни и нам даст силу этой жизнью жить. Поэтому каждый из нас да задумается над тем: Не прячусь ли я, лично, за немощью, за бессилием, за тем, что «не могу» и «невозможно», и «нет сил», тогда как нет мужества, нет вдохновенья, нет веры в жизнь; и обратимся мы не за чудом о том, чтобы всё стало хорошо, а о том чтобы крепость влилась в наши члены, в нашу душу, в наш ум, в нашу волю, во всё наше естество, с тем чтобы и мы могли вместе со Христом поднять тяжесть земной жизни и пронести ее, т.е. всё, что составляет нашу жизнь, каждого человека, каждое событие, до Царства Божия. АМИНЬ!
Опубликовано: Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.