Какая радость и какое вдохновенное ликование охватывает душу, когда читаешь в Евангельских рассказах о чудесах Христовых, о той силе Божией и о той Божией любви, о той личной сильной заботе Господней о всех нас. И вместе с этим, из каждого рассказа можно чему-то научиться. И вот, вдумаемся только в сегодняшний евангельский рассказ.
Человек болел долго, 38 лет своей жизни он пролежал больной, в месте, где вокруг него лежало множество других больных. Евангелие их характеризует тремя словами, которые с одной стороны, описывают их недуг, а с другой стороны, так ясно и так резко описывают нашу духовную болезнь: слепые, хромые, сухие. Слепые — которые не видят то, что перед их глазами, глухие — которые не слышат слово жизни, иссохшие — в которых уже нет самой жизни. И ждали они движения воды, ждали они чего-то, что извне их коснется. Как часто, и мы годами в этом притворе небес, которым является земля, находимся, как эти люди: слепые, глухие, иссохшие, и мы ждем чего-то, ждем чтобы сошел ангел Господень, и чтобы закипела вода, и чтобы мы чудесно, действием извне, стали снова людьми зрячими, чуткими, ожившими. И это бывает, мы видим вокруг себя, как вдруг из купели крещения выходит человек новый, обновленный. Мы видим, как приобщившись Таинств, тот или другой человек воссияет новой жизнью. Мы видим постоянно, как прикасается благодать, как вскипевшая вода в купели Силоамской или в Вифезде оживляет людей. Но это касается немногих: тех, которых почему-то, по неведомым для нас причинам, взыщет сила Божия. А другие, мы все, продолжаем лежать слепые, иссохшие, ожидая чуда. И слышим мы в сегодняшнем Евангелии ясное, четкое слово Христа: подошел Человек Христос к этому больному, увидел, что давно лежит он в своей болезни, и обратился к нему с вопросом: «А хочешь ли ты исцелиться?» И это вопрос, который мы должны бы все ставить сами себе. Да, я прошу исцеления, да, я хотел бы, чтобы со мной случилось чудо, но готов ли я для чуда, готов ли я чудо взыскать и принять? Вспоминается тут исповедь блаженного Августина, который в книге о себе самом говорит, что долго молился Богу, сознавая, что он живет во грехе, что он гибнет, что он мерзок; молился Богу такими словами: «Господи, дай мне целомудрие, — но не сейчас». И разве мы, молящиеся Богу о том, чтобы нам стать людьми евангельскими, живыми, Божиими, не повторяем постоянно подобной молитвы: «Сделай это, Господи, но дай мне ещё время пожить по моей воли — против Твоей воли, по моим грехам независимо от Твоего Креста и Воскресения… И вот Христос ставит каждому из нас вопрос: А хочешь ты исцелиться слепой, глухой, иссохший — хочешь ли жить? И если мы можем ответить: «Да, хочу», Христос не говорит нам: Жди же теперь, чтобы закипели воды, чтобы сошла сила… Он нам говорит: В таком случае, встань и ходи. Встань и иди, куда тебя влечет благодать. Встань сам, встань верой, встань убеждением, порывом, не жди, чтобы тебя подняли… Как часто бывает, что мы чувствуем, что мы могли бы это сделать, сделать то, о чем молимся, но не делаем: пусть за нас это сделает Бог… — и Бог не делает этого, потому что Он дает нам любую силу, чтобы совершить свой путь земной, жизненный, но за нас Он жить не может. Он только смог умереть.
И вот идет этот человек, который поверил слову Христову, что недостаточно молить, а надо самому ожить, и вокруг него толпа, которая упрекает его, что он преступник. И это бывает так часто, увы, в нашей церковной жизни: не тогда пришел, не так поступил, мы не видим, что сила Божия человека воздвигла, а видим только то, что в неурочный час он поступает неуроч ным образом.
Вот, вдумаемся в эти некоторые черты этого рассказа и применим их к себе. Будем молить Бога о силе и о помощи и о благодати, и будем помнить, что она дается, но жить должны мы сами. За нас Бог умер, теперь Его жизнью, жизнью воскресшего Христа мы можем жить. Соберем же силы и станем жить во имя Господне, ибо по слову апостола, всё нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе. Аминь.
Опубликовано:«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». — Клин: Христианская жизнь, 2004.