митрополит Антоний Сурожский

О Рождественском посте

30 ноября 1986 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь словами Самого Христа, сурово и ясно нас предо­стерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ, но мы все богаты очень по-разному и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую на­дежную опору находим в Евангельских словах, словах Самого Христа, учении апостолов, нашей Православной вере. И чем дольше мы живём, тем больше накапливаем мыслей, знания и сами сердца наши ста­новятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова.

Но спасает нас не это, спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить, и преобразить нас. Но хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть ей свое сердце, решимость изменя­ет нам. У нас не хватает смелости идти тем же путем, который мы сами избрали, потому что он так прекрасен и животворен.

Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее дерево, которое есть Хрис­тос. Да, мы привиты, — но сколько живоносных соков сможет про­никнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколь­ко соков сможет течь в них свободно, — это зависит от нас.

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приве­дет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим в плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жерт­венной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: Я получил все Твои дары, но не принёс плода, — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брач­ный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что он купил поле, он хотел стать землевладельцем, но земля по­работила его; или другой — у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним; или как тот, — который нашел себе жену по серд­цу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?

Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, пе­ред самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога, пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божиего, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре. Мы должны ос­тановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и неверности людям — и сделать что-то в этом направ­лении. Мы должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к При-общению через испо­ведь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жиз­ни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе. А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, если ты опоздал (опоздала) к на­чалу литургии; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя, в течение всей предшествующей недели молитвой, испытанием совес­ти, Правилом перед Причащением. Если Правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна быть в эти дни еще неукоснительнее. И Право­славная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером, так, чтобы подго­товиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.

Это всё — не просто формальные дисциплинарные «правила»; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более достойной — или, хотя бы, менее недостойной встрече Господа.

Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения серд­ца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?

И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обыч­но, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам за­коснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.

Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через весь Рождественский пост, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не «право» наше, а вели­чайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно. Аминь!

Опубликовано:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа…». – М.: «Гранат», 2014.  2 издание.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет