Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
В сегодняшнем Евангелии Христос призывает нас поклоняться Отцу духом и истиною; что же значат эти слова? Бог есть Дух, говорит Господь, и таковых хочет Он поклонников и Себе. Не внешним благочестием, а самыми глубинами души должны мы поклоняться Богу; не устами, а самой глубиной нашего существа должны мы познать, что Бог есть предельная святыня, есть самое драгоценное в нашей жизни, и хранить себя достойными, чтобы Он к нам пришел, сделать себя трудом, верностью, любовью достойными приступить к Нему, преклониться перед Ним, поклониться Ему. И не внешне, а именно самыми глубинами своими.
И еще — истиной должны мы служить и поклоняться Богу: не видимостью, а самым существом вещей. Мы исповедуем, что мы верим в Бога, Который есть любовь; если мы живем иначе, чем той любовью, которой нас любит Господь, то как бы мы ни исповедовали право нашей веры, мы лжем нашей жизнью; и этим мы свидетельствуем о том, что наши слова — пустой звук, а не жизнь, не дух, не истина. Если мы исповедуем, что Господь так возлюбил нас, что жизнь Свою отдал за нас, и нам дал пример, по слову Самого Спасителя, чтобы мы ему последовали, то любить иначе, чем всей жизнью и, если нужно, всей смертью, ниже нашего христианского достоинства. Если мы исповедуем, что мы верим в Христово слово, что оно для нас есть и истина, и жизнь, и смысл жизни, то каждый раз, когда мы нарушаем Христовы заповеди, попираем их, забываем, что Он когда-либо призвал нас к чистоте и правде и святости, мы перестаем жить истиной, и не можем больше истиной Ему поклониться.
Поэтому эти слова Христовы предельно просты, но, как говорит апостол Павел, они как меч обоюдоострый вонзаются в нас, разделяя в нас тьму от света, разделяя в нас всё, что достойно Бога, от всего того, что недостойно ни Бога, ни нас самих. Если мы хотим быть Христовыми, то мы должны научиться именно так Ему поклоняться — не словом, а всей жизнью, не внешностью, а глубинами, не только исповеданием, а тем, чтобы то, что мы исповедуем, мы осуществляем и на самом деле. Аминь.