Митрополит Антоний Сурожский

О самарянке. Неделя пятая по Пасхе

13 мая 1990 г.
Тема: Евангельские притчи   Место: Лондонский приход   Период: 1986-1990   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда самарянская женщина спешно вернулась в свой городок и стала звать соседей пойти и посмотреть на Христа, она говорила: Пойдем! Вот человек, который сказал мне всё, что я сделала!

И народ собрался и слушал, что у Христа было им сказать.

И мы иногда думаем: Как тогда было просто! Как легко эта женщина смогла поверить, и как ей было просто из только что пережитого потрясающего опыта, повернуться к другим и сказать: «Идем послушать человека, который говорит, как никто другой никогда не говорил, человека, который без моего единого слова заглянул и прозрел глубины моего сердца, мрак моей жизни, уви­дел и понял всё!»

Но разве это же не случается с каждым из нас? Христос не сказал ей ничего особо знаменательного; Он ей только сказал, кто она, какова ее жизнь, какой ее видит Бог. Но это Он может нам сказать каждый день нашей жизни, и не в каком-либо мистическом переживании, как это случалось с некоторыми святы­ми, но самым простым образом.

Если мы обратимся к Евангелию и будем читать его каждый день, или – прочтем его время от времени с такой открытостью, которая не всегда нам доступна, мы можем подумать, что Христос держит перед нашими глазами зеркало, в котором мы видим себя, какие мы есть: или, радуясь на то, что мы видим, или же наоборот, потрясенные, насколько мы отличаемся от того, чем кажемся, или от наших собственных иллюзий о себе.

Христос сказал этой женщине: Позови своего мужа! — и она отозвалась: У меня нет мужа. И Христос ей тогда ответил: Правильно ты сказала: у тебя было пятеро мужей, а тот, кто теперь у те­бя муж, тебе не больше муж, чем остальные…

Некоторые духовные писатели комментировали этот отрывок, что Христос как бы сказал ей: Да, ты была в браке со всем, что твои пять чувств могли тебе дать, и увидела, что полноты, удовлетворения ты не можешь найти ни в одном из них; а теперь у тебя осталась только ты сама: твое тело, твой ум, и они, не больше чем твои пять чувств, могут насытить тебя, дать тебе ту полноту, без которой ты не можешь жить…

Не это ли говорит нам Христос, когда мы читаем Еван­гелие, когда Он ставит нас перед лицом того, чем мы могли бы быть, когда Он зовет нас к тому величию, к которому мы призва­ны, величию, которое Павел описывает, призывая нас достичь пол­ноту меры возраста Христова: быть человечными как Он, подоб­но тому, как Он есть подлинный человек, достигший полноты всецелой, всеконечной, полной приобщенности, общности с Богом.

Вот научимся от этой женщины, что и мы — все мы — поворачивались во все стороны где бы получить пищу мира сего и насытиться, и все мы обнаружили, что насытить нас не может ничто, потому что человек слишком глубок для материальности, слишком глубок и слишком просторен для психологичности, — только Бог может наполнить этот простор и эту глубину. Если бы мы только могли это понять, мы бы оказались в точности в положении этой женщины. Нам не надо встречать Христа у колодца; колодец — это Евангелие, место, из которого может прорваться вода жизни, но это не материальный колодец; этот колодец — символ. Вода, которую нам надо пить — иная вода.

Станем же подражать этой женщине. Придем в чувство, пой­мем, что всё, с чем мы были сопряжены как бы браком, не стало нашим исполнением; и поставим перед собой вопрос: «Кто я, в том измерении, в каком меня видит Бог?» И тогда мы можем пойти к другим и сказать: Я встретил человека, который поставил зеркало перед моими глазами, и я увидел себя таким, каков я есть; Он сказал мне всё обо мне, — пойдем, посмотри! Пойдем, послушай!.. И они придут, они станут слушать, и тогда они по­вернутся и скажут: Теперь уже не по твоему свидетельству мы ве­рим, — мы увидели сами, мы услышали сами, и теперь мы сами зна­ем, и сами верим.

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: