Далее, по ходу службы венчания, прослушивают жених и невеста, уже увенчанные теперь, два чтения. Одно взято из послания святого апостола Павла к Ефесянам, из последней главы. Я его прочту на русском языке, потому что многие, ходящие в церковь и присутствующие при венчании, слышат его на славянском языке, который, вероятно, до них не доходит.
Благодарите всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа; повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Быт. 2 ,24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 20-33).
Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и Своей смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: Я тебя люблю, — и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью всей своей смертью по любви к жене и по любви к своим детям. Не потому муж является главой семьи, что он мужчина, а потому и только поскольку он является образом Христа и поскольку жена и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на всё, чтобы только спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить; потому что слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием. Но, с другой стороны, жена является как бы иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лица. С одной стороны, она — невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но с другой стороны — и это тоже образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий — она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. И она — невеста, та, которая настолько, так глубоко, так совершенно возлюбила своего возлюбленного, что она может всё оставить, всё забыть, от всего оторваться по любви к нему, и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — на крест, если нужно — на страдания, по незыблемой верности.
Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и о подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая называется жертвенной любовью, героической любовью мужа и на которую жена может ответить соответствующей любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что всегда или, вернее, слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуется ложно: унизительно для жены и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем.
Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.