После чтения Евангелия, как и в литургии, начинается короткая ектения, то есть короткий ряд молитв, в которых мы приносим Богу свои прошения о новобрачных. Это естественно вытекает из чтения Евангелия, потому что всякое чтение из Евангелия нам говорит о том, что нам заповедана взаимная любовь, а взаимная любовь выражается всегда для верующего в горячей, сердечной молитве о тех, кого он любит; и, с другой стороны, заключается в том, чтобы их жизнь сделать достойной и всячески поддержать всё благородное, что в них есть. И вот эта ектения в частности заканчивается молитвой Господней Отче наш. Отче наш — это молитва Церкви, это единственная молитва, которую нам заповедал Господь, и она тем замечательна, что когда мы говорим Отче наш, мы говорим не только о личном нашем Отце Небесном, и даже не об Отце Небесном, Который является Отцом всех нас, здесь собравшихся, но и об Отце Господа нашего Иисуса Христа. Этим мы включаемся в тайну Спасителя; как говорится в одном месте у апостола Павла, наша жизнь сокрыта со Христом в Боге (Кол. З, 3); и вот эту молитву мы приносим как бы из глубин Христовой любви, из глубин таинства единства Спасителя Христа с Небесным Отцом. Подробнее говорить об этой молитве я сейчас не могу, но нам надо помнить, что это молитва, которая и Христа, и нас соединяет в одном прошении, в одном крике души, — с тем, чтобы всё было достойно нашего христианского призвания.
И действительно, брак, как я говорил в самом начале, рассматривается как начало Царства Божия. Нам рассказывается, как по одной рукописи евангельской на вопрос: когда придет Царство Божие? — Христос отвечает: Царство Божие уже пришло, когда двое стали не двое, а едино… И поэтому эта молитва является молитвой Царства Божия по преимуществу.
И она дальше расцветает, — расцветает тем, что жених и невеста пьют из одной чаши. Это воспоминание того времени, когда бракосочетание совершалось во время литургии, и эта чаша — всё, что осталось от древнего обычая жениху и невесте причащаться вместе. Чин развился. Мы допускаем до венчания не только православных, но и верующих инославных, которые не могут вместе с православными причащаться от одной чаши, и поэтому эта чаша символизирует, как бы издали, приобщенность. А с другой стороны, вы, наверное, помните, как в древности говорили о том, что чаша, которая испивается, представляет собой человеческую судьбу. И вот пить чашу до дна — это значит разделить судьбу до самого дна, то есть до самой глубины приобщенности. И жених с невестой так именно приобщаются этой чаши, которая перед тем коротко благословляется священником. После чего священник их водит вокруг аналоя, того стола, на котором лежит Евангелие Христово. Три раза они будут идти за священником, следуя за ним. Число три в Ветхом, как и в Новом Завете, означает полноту времени. В постриге, в начале венчания три раза ставится вопрос: хочешь ли ты?.. Первый раз ты можешь быть взят врасплох, второй раз ты можешь ответить полу-уверенно, третий раз ты должен поступить с совершенной уверенностью. Так и тут — ведутся жених и невеста три раза вокруг этого стола, в центре которого лежит Евангелие; а Евангелие — это, с одной стороны, слово Божие, то, что проповедал Христос, а с другой стороны, как бы икона, потому что Христос называется Божиим Словом: Он должен быть в центре того шествия, которое представляет собой человеческая жизнь.
Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.