В прошлой беседе я говорил о том, торжественном шествии, в котором священник ведет за собой, держа в руке крест Господень, новобрачных вокруг того стола, в центре которого лежит Евангелие, Слово Божие и икона Божьего Слова, ставшего плотью. Во время этого шествия поются три песнопения: Исайя ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Эманнуила, Бога и человека, Восток имя Ему, Его же величаеще, Деву ублажаем. Здесь вспоминается Исаия, который еще за много столетий до Рождества Христова предсказал рождение от Девы Сына Божия. А слово Эммануил значит с нами Бог на еврейском языке. Бога и Человека. Имя ему восток, то есть начаток, восход солнца и велиеши Его мы ублажаем Деву Богородицу. Здесь именно говорится о том, что событие, которое мы сейчас празднуем, этот брак, включается в тайну Богочеловечества. Что это не событие просто земное, но что это начало Божиего Царства – с нами Бог Эммануил.
Второе песнопение: Святые мученики добре страдальчество душе и венчавшейся молитеся ко Господу помиловатися душам наши. Мученики — это не только страдальцы. Древнее слово греческое, обозначающее мученика «мартирион» значит свидетель. И вот здесь говорится о том, что все свидетели Христовы, которые достойно пронесли свой крест и которые достигли победы, то есть венчались победой в конце концов они представляют нам образец: жизнь этой пары, этого жениха и этой невесты, должны бы быть такими, чтобы все поняли что такое Царство Божие, пришедшее в силе. Что совершается с четой в тот момент, когда они предают свою жизнь Богу и когда Бог из этой жизни земной делает нечто совершенно непостижимое по красоте, по глубине по величию – что это уже небо на земле.
И третье песнопение: Слава Тебе, Христе Боже, Апостолам похвало, мучеников радование, ихже проповедь Троица Единосущная.
В одной из первых бесед я говорил о том, что Троица является как бы символом совершенной любви, когда трое могут так совершенно друг друга любить, что нет среди них, если так можно выразиться грубым человеческим образом, третьего лишнего. Что любовь их такова, что они могут допустить в свою среду третьего (а здесь в случае брака будет ребенок, будет семья мужа, семья жены) и что они будут включены в неразрывную любовь, что никакими силами они не будут ни исключены, ни допущены к тому, чтоб взорвать эту любовь, которая существует между женихом и невестой.
И это шествие происходит не просто только вокруг аналоя, вокруг стола, на котором Евангелие. Перед женихом и невестой, держа их за руку, идет священник с крестом в руке. Этот крест не обозначает то, что их ожидает страдание, хотя это предупреждение о том, что ничто великое не дается без усилия, без подвига, порой без героизма. Но этот крест говорит нам о том, что если Христос нас зовет идти по определенному пути, мы можем смело по нему идти, потому что до нас он прошел весь этот путь и поэтому имеет право нас за собой звать. Потому что он весь этот путь знает, все изведал и знает, что только доверься своему собственному величию, человеческому величию, и Богу, этот путь может быть победоносно пройден.
Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.