Мы подходим сейчас к концу службы венчания. Жених и невеста обошли стол, на котором лежит святое Евангелие, образуя собой трикратным этим обхождением весь жизненный путь, в центре которого будет Бог и Его учение, и под руководством священника, несущего крест и обещающего победу. Когда они стали на свои места, с них снимаются венцы с короткой молитвой. Жениху предписывается ходить в мире и совершать в правде заповеди Божии, невесте — радоваться о своем муже и жить достойно заповедям Господним. И затем читаются короткие две молитвы:
Боже, Боже наш! пришедый в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивый, благослови и рабы Твоя сия, Твоим промыслом ко общению брака сочетавшияся, благослови входы их и исходы, умножи во благих жизнь их, восприими венцы их в царствии Твоем, нескверны и непорочны и ненаветны соблюдая во веки веков.
И еще молитва: Отец, Сын и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная, Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство да благословит вас, и да подаст вам долгожитие, благочадие, преспеяние жизни и веры, и да исполнит вас всех сущих на земле благих, да сподобит вас и обещанных благ восприятия молитвами Святыя Богородицы и всех святых. Аминь.
Здесь снова нам раскрывается как бы Святая Троица как Учредитель, как Хранитель и как Образ совершенной взаимной любви, Единосущная, Которая по любви и по [с] природе Едина, Которая дает жизнь, Которая благословляет нас… И затем мы просим о таких простых вещах, как долгая жизнь, добрых детей, преуспеяние в жизни, умножение веры и всех сущих на земле благ.
И раньше в одной из молитв мы просили о том, чтоб Господь венчающимся дал бы всё, что земля может дать самого лучшего, с тем, чтоб и они в свою очередь уделяли другим, что, получив от Бога, по Божией любви, по милосердию всё, что земля может дать, и они по милосердию, по любви, с ласковостью давали тем, кто в нужде, какой бы то ни было нужде — и душевной, и телесной. И раньше мы молились о том, чтобы Господь благословил этот брак по молитвам родителей, потому что, как сказано, молитвы родителей делают крепкими основания домов. Как это всё прекрасно, как мы видим, что в этой тайне Святой Троицы соединяются и небо и земля, что всё самое прекрасное, [что можно] о чем можно мечтать, делается реальностью или по крайней мере возможным, если мы только, опять-таки я скажу, смело, порой героически будем совершать свой земной путь.
И в конце концов мы приносим молитву Божией Матери, Деве Богородице, Которая так возлюбила мир, что Она Своего Сына свободно отпустила на жизнь ради человечества и на смерть крестную, мучительную ради спасения человечества. Она всё может понять. Она в Своей чистоте и святости может понять и безбрачного, и женатого; Она в Своей чистоте может понять всю тайну человеческой природы с ее борением и вместе с этим — с неизмеримой красотой человеческой души и с неизмеримым достоинством человеческого тела. И поэтому мы кончаем молитвой Божией Матери: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего; Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
И священник произносит за этим последнее благословение:
Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, святых боговенчанных царей [Констан] и равноапостольных Константина и Елены, святого великомученика Прокопия, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.
И затем поется многолетие: многая, многая лета жизни — подвижнической, чистой, достойной и Бога, и взаимной той любви, которая привела друг ко другу жениха и невесту.
На этом кончается служба венчания.
Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.