Я уже говорил о том, что человека не любят за что-нибудь, — а что он может стать значительным, прекрасным, потому что он любим. Во второй молитве чина обручения говорится о том, что Бог выбрал Церковь как чистую деву из среды язычников. Если мы задумаемся над этим и представим себе: кто эта Церковь? Церковь — мы с вами: и я, и ты, и все наши друзья; как же мы можем сказать, что Бог нас выбрал как чистую деву? Мы все грешные, у всех нас недостатки, мы все в значительной мере испорчены, — как же Бог мог на нас посмотреть и выбрать как деву чистую? — Дело в том, что Бог на нас смотрит, видит возможность красоты, которая в нас есть, видит в нас то, чем мы можем быть, и ради того, что Он видит, Он нас принимает; и потому что мы любимы, потому что с нами случилось это чудо: что кто-то в нас увидел не дурное, а прекрасное, не злое, а доброе, не уродливое, а чудесное, мы можем начать расти, — расти из изумления перед этой любовью, расти из изумления перед тем, что нам показана этой любовью наша собственная красота, о которой мы не подозревали. Я говорю, конечно, не о той внешней, поверхностной красоте, которой все мы кичимся: чертами лица, умом, чуткостью, талантом, — нет, о другой красоте.
И вот нам надо помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте, это его любить; любить не за его добродетели, а несмотря на то, что он несовершенен, любить просто потому, что он человек, и потому что человек так велик и так прекрасен сам по себе. В это мы можем верить всегда. Мы не всегда можем это видеть; только глаза любви могут нам позволить это прозреть. На человека можно смотреть либо безразличным взором — и тогда мы ничего не увидим, мы видим только внешние проявления, черты лица, расцениваем человека так же, как мы расцениваем всё другое: собаку, лошадь или предмет, который мы хотим купить.
Нам надо учиться видеть человека, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно к нему относиться. Так относится к нам Бог. Бог нас любит не потому, что мы хороши, Бог не потому к нам милостив, что мы заслуживаем милость или любовь: Он нас любит. Если мы способны быть благодарными за то, что нас кто-то — Бог или человек — может полюбить без всякого основания, просто потому что его сердце через край переливается в нашем направлении, мы можем стать другими людьми. И в браке это так важно; так важна эта вера в человека и эта способность помнить, что только любовью можно из него — нет, не «из него»: можно ему помочь стать всем, чем он только может быть, всем тем, что Бог задумал видеть в нем, всю красоту раскрыть в нем.
Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.