В древние дни, когда люди не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью, одно кольцо играло решающую роль, — то кольцо, на котором была ваша печать. И вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество — всё; документ, запечатленный этим кольцом, было нечто неоспоримое. И вот когда во время службы венчания муж и жена обмениваются кольцами (я говорю именно: обмениваются, потому что каждый из них надевает сначала кольцо и три раза его передает своему супругу, раньше чем оставить на своей руке), когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе… Конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак без намерения строить общую жизнь в течение всей жизни своей до последнего дня.
Перстнем наделил своего блудного сына отец в притче Господней. Юноша ушел из дома, отрекшись от него, и вернулся с покаянием. И отец ни одним словом его не упрекнул. Увидя его, приходящего обратно в отчий дом, он поспешил к нему навстречу, он его обнял, он как бы утешал его в том, что — да, ты ошибся, ты поступил так жестоко, когда ушел от меня, и от своего брата, и от всех, кто тебя любил, но наше сердце осталось верным тебе… И тут же он призывает своих слуг и говорит: Принесите сандальи, принесите первую одежду, которую он носил… — и наконец, дает ему кольцо. И этим он ему сказал: Раз ты вернулся ко мне, раз ты этим доказал, что хочешь быть снова мне верным сыном, я тебе даже вопроса не ставлю о том, как ты жил, чем ты жил, ради чего ты жил, я тебя принимаю со всем доверием, потому что, пройдя через опыт неверности, пройдя через опыт страдания, обманутости своими друзьями, которые хотели тебя знать, только пока ты был богат, ты теперь будешь мне верен до конца, верен нашей любви, нашей дружбе, нашему Богу… Так говорит отец, но о том же именно говорит это кольцо. И когда супруги обмениваются кольцами, они именно обещают друг другу, что если когда-нибудь что-либо случится между ними, если когда-нибудь будет ссора или даже неверность со стороны одного по отношению к другому, измена, обман, неправда, — если вновь он вернется, то ему ничего не будет поставлено в упрек. Потому что он вернулся и сказал: Вот, я пришел; можешь ли ты меня принять, или твое сердце охладело, или любовь ко мне умерла? — ответ будет: Конечно, иди, конечно, я тебя люблю, как любил раньше. Моя любовь когда-то была ликующей радостью; когда ты ушел (или: когда ты ушла), моя любовь стала жгучей болью, ожиданием, тоской, — а теперь моя любовь стала вновь ликующей радостью, более светлой, более глубокой, более торжествующей и более уверенной в нас, чем она была до того, как ты ушел (или: ты ушла). Поэтому, обмениваясь кольцами, супруги дают друг другу обещание и верности, и взаимного доверия, доверия, которое идет гораздо дальше всякой измены и всякой ссоры; и это так прекрасно.
Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.