Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем Евангелии, которое так близко сердцу всех почитающих Матерь Божию, мы слышим слова Христовы: Блаженны те, которые слышат слово Божие и хранят его…
Недостаточно слово Божие услышать; оно должно проникнуть в наши глубины, как семя, падающее в добрую землю, срастворитъся с этими глубинами, и принести плод — не размышлений, не переживаний только, но жизни: жизни новой, жизни вечной, жизни Самого Христа и Духа, живущего в нас и действующего в нас.
Часто мы слышим Божие слово, и это слово трогает наше сердце, оно взволнует нас — но глубины в нас не хватает, чтобы, как семя, оно ушло вглубь и проросло. В притче Христос о таких людях говорит, что у них не хватает глубины, и гибнет слово, после того, как даст на одно мгновение росток, на который все могли надеяться: вот, человек ожил, вот, новая жизнь в нем и он начал меняться — а потом, всё это потухает.
Есть другие люди, в чье сердце западает это слово, но сердце это не свободно, оно полно забот, полно чувств и мыслей, которые никакого отношения не имеют к животворящему слову Христа. И эти заботы житейские, земные — не всегда даже греховные, но такие, которые охватывают всё наше внимание и заполняет всё наше сердце — заглушают слово Божие. У нас нет на Бога времени, у нас нет усердия, мы заняты другим, и слово, которое делало людей святыми — мы ведь празднуем каждый день память святых, которые услышали и стали иными людьми — это же самое слово остается в нас как бы бездейственно, заглохает, как хлеб среди терний.
Нам надо научиться стать доброй почвой; но мы все знаем, что почва, хотя и бывает добрая, но требует, чтобы ее пахали, чтобы ее удобряли, чтобы очищали от камней, от терния, от всего, что может погубить будущую жатву. И вот этот путь и является подвигом духовной жизни. Вы знаете, как плуг глубоко врезается в землю; так и подвиг должен глубоко врезаться в нашу душу, и это бывает больно, это бывает страшно; но если не вспахать землю, она не примет зерна. И сколько заботы нам надо положить о том, чтобы эта земля стала всё богаче и могла принести плод; как надо ее защищать от того, что извне может ее осквернить. Святые, которых мы празднуем каждый день, сумели так вспахать свою душу, так глубоко внедрить слово, так душу очистить, словно поле, словно сад, и из пустыря сделать свою жизнь, сердце, ум, волю, самую плоть свою новым райским садом, где Бог может с человеком свободно, любовно, радостно беседовать и жить.
Но святой Иоанн Златоустый нам говорит, что петь песни церковные в честь святых — недостаточно; надо им подражать. Если мы действительно верим, что они святы, что они как светочи на земле горят, сияют, радостотворя души, то мы должны научиться так жить, как они жили, с такой же решимостью, с такой же любовью. Жизнью мы должны прославить Бога, не словом: жизнью, и всей жизнью. Святой Серафим Саровский на вопрос, ему поставленный: Но как же это сделать? — ответил, что единственная разница между святым спасающимся и грешником погибающим только в одном: в решимости.
Мы ничего не достигаем подобного святым, потому что у нас не хватает решимости поднять на себя руку, не хватает решимости сказать: «Верую!» — не словом, а жизнью. Соберем же все силы — пусть их будет немного, но все свои силы; весь порыв души отдадим Богу, и тогда совершится над нами то, о чем Господь сказал апостолу Павлу, который просил силы и крепости: Довлеет тебе Моя благодать, Моя сила в немощи совершается… Не в лени, не в косности, не в испуганности, а в той немощи, которая знает себя и отдает себя в волю Божию, в руку Божию, и тогда сила Божия наполняет эту немощь несокрушимой Божественной силой.
Вступим и мы, сегодня, сколько можем, в этот путь решимости, в этот путь Божий, примем слово Божие как от Бога: от любимого и возлюбившего нас Бога. И начнем жить. Конечно, будут падения, но будем вставать, и каждый раз говорить Богу, как мы благодарны, что Он нас взыскал, грешных. Аминь.