Предметом моего доклада являются подлинные стигматы мистиков, а не тема (также интересная и входящая в ту же проблематику нормальной или патологическом мистики) искусственных стигмат психопатов. Я сделаю определение стигматизации, укажу ее характерные особенности, а затем постараюсь перенести ее в контекст, который, быть может, позволит нам сделать какие-то выводы о ней.
Стигматы, стигматизация заключается в том, что в теле человека, мужчины или женщины, отпечатываются особые знаки, называемые стигматами и воспроизводящие раны, которые были нанесены Христу во время Его страданий. В полную картину этих знаков, этих ран входят четыре сквозные раны на руках и ногах, рана в правом боку от удара копьем, нанесенная сотником, раны от тернового венца, следы бичевания и след подкожного кровоизлияния на плече от несения креста. В исключительных случаях наблюдаются все знаки; чаще всего встречаются только следы гвоздей и рана от удара копьем, реже — менее глубокие и более многочисленные ранки от тернового венца и, наконец, еще реже — следы бичевания и след от несения Креста.
Внешний вид стигмат бывает различным, и, в частности, следы гвоздей бывают трех разных видов. Иногда это сквозные раны руки или ноги, в других случаях это поверхностные раны на ладони и на тыльной стороне руки или на подошве и верхней части ступни, оставляющие неповрежденной среднюю часть руки или ноги, т.е. мускулы и всё, чего не видно под кожей. Еще в других случаях это уже не раны, а наросты, более или менее квадратной формы, воспроизводящие форму шляпки гвоздя на ладони и на верхней части ступни и острия гвоздя с тыльной стороны руки и на подошве.
Наряду с этими стигматами, которые строго отвечают точному и ограничительному определению, данному мной (т.е. отпечатку в человеческом теле особых знаков, воспроизводящих раны, нанесенные Христу во время Его страданий) и которые называются подражательными или изобразительными, потому что являются подражанием или изображением ран Христовых, существуют также описания других стигмат: это символические стигматы, стигматы в органах тела, а также духовные стигматы; чтобы перечень был полным, надо указать на стигматизм — определение, под которым имеется в виду кровавые слезы и пот.
Прежде чем обратиться к основному предмету моего доклада – подражательным или изобразительным стигматам — несколько слов о символических и других стигматах второстепенного характера.
Символические стигматы это отпечатки на коже христианских символов: крестов, цветов, слов; и ценность их для серьезного обзора спорна прежде всего потому, что имеющиеся их описания очень древни и требуют осторожного подхода; уже краткое знакомство со средневековыми документами, дающими их описания, показывает, что даже произведения, отличающиеся тонкой наблюдательностью, тонким анализом и смелостью мысли, такие, как произведения Вир или Спе, в некоторых местах слепо повторяют самые невероятные суеверия и самые чудесные легенды, столь же живописные, сколь невероятные и неприемлемые для здоровой веры. Они относятся к житийному фольклору; они представляют интерес как фольклор, но навряд ли приемлемы для научного подхода к нашей теме. Есть и вторая причина, которая заставляет ученых нашей эпохи не только принадлежащих к нехристианскому или атеистическому миру, но и тех, кто принадлежит к миру христианскому, таких как профессор Жан Лермит (он был психиатрическим экспертом при Парижской Архиепископии в тот момент, когда я слышал его первый доклад о стигматах в 1941 году) отвести эти символические стигматы: эта вторая причина заключается в их точном сходстве с демографическими явлениями у истериков, описанными Шарко. Не думаю, что нужно входить в подробности этой частной темы, ибо не эти стигматы являются опытом великих святых Западной Церкви,
Органические стигматы совершенно сходны с предыдущими, но — факт более удивительный — вместо того, чтобы отпечатываться на коже, они появляются на поверхности или в середине внутренних органов, в печени, сердце, аорте; описания их также очень древние; некоторые авторы настаивали на том, что Игнатий Богоносец называется так, потому что в его сердце золотыми буквами было написано имя Христово, но, думаю, все будут согласны, что есть масса иных причин называться ему Богоносцем и причин гораздо более высшего порядка. Тот, кто изучал человеческое сердце с его переплетением мышц, связок, складок, не станет сомневаться, что с одинаковой доброй волей там можно прочитать любую надпись или отрицать ее существование; по поводу органических стигмат как нехристианский, так и христианский мир единодушны во мнении: их следует отнести к области христианского мифа. Они могут оставаться предметом веры, они могут также подвергаться недоверию, но нет повода верить в них или отрицать их с научной точки зрения или с точки зрения прямого наблюдения.
Духовные стигматы иногда невидимы для окружающих, но видимы для человека, получившего их; примером служит св. Екатерина Сиенская, а также мистическое кольцо вмц. Екатерины; иногда их можно чувствовать лишь на ощупь, чаще же всего они дают себя чувствовать болью.
Обратимся теперь к единственно достоверным стигматам, а именно — подражательным, а также к обстоятельствам их возникновения. Возникновение их всегда внезапно, хотя ему и предшествует ряд подготовительных явлений. После того, как они появились, в них можно наблюдать ряд изменений; прежде всего это колебания: стигматы то ясно видны на коже или, при сквозных стигматах — в тканях, то видны с гораздо меньшей ясностью. Эти колебания вызваны — или подчиняются — не простой случайностью, они обусловлены временем года. Стигматы гораздо яснее выступают в пятницу и, тем более, в Страстную Пятницу. Второе — кроме колебаний периодически наблюдаются кровотечения; они то отсутствуют, то становятся сильными, что также связано с пятницей и со Страстной Пятницей. И, наконец, боль. Боль очень характерна для этого явления, она очень часта, хотя не всегда непрерывна и наблюдается не во всех известных случаях.
Боль — как бы подготовительное явление, и иногда всё ею и ограничивается; ни раны, ни знаки могут не появиться, но чаще всего именно боль предваряет появление видимых стигмат. Во время долгого периода, предшествующего появлению стигмат, боль ощущается на тех местах, где позже они появятся. После появления стигмат и пока они видны боли бывают постоянными. Они очень сильны, гораздо сильнее, насколько можно судить с медицинской точки зрения, чем при простых ранениях. В связи с этим современные ученые думают, что это не простое поражение мягких тканей, т.е. мышц и кожи, но что поражены также и нервы, и это делает боль сильнее, чем при ранении мышц.
Следующее, что надо подчеркнуть, это возможность выздоровления; оно может быть периодическим — и тогда мы имеем дело с колебаниями, о которых я говорил выше: стигматы видны в течение нескольких часов или дней в те периоды, когда внимание стигматизированного или внимание Церкви особым образом обращено на страдания Христовы, т.е. в пятницу каждой недели и особенно в самый день страстей — Великую Пятницу. Выздоровление между этими периодами возможно, и не так редки случаи, когда стигматы совершенно исчезают во время всего года, чтобы вновь появиться только на следующий год, в Страстную Пятницу. Выздоровление может быть и окончательным. Носитель стигмат может перестать быть стигматизованным; в обоих случаях, будь то временное или окончательное выздоровление, ему характерна совершенно особая черта: после исцеления не остается никаких рубцов; на коже сигматизованного нельзя найти никакого следа стигмат, где еще несколько дней назад они были видны со всей ясностью.
И, наконец, стигматам предшествует несколько явлений, которые важно отметить. Я только что сказал, что появление их бывает внезапным, но им предшествует период, который некоторые ученые называют инкубационным периодом медитации. Во время этого периода, кроме уже упомянутой боли, наблюдаются частые экстазы, дьявольские явления: внешние, материальные нападения или внутренние искушения примерно в половине известных случаев, а еще чаще — параличи и судороги. И, наконец, в значительном ряде случаев — и некоторые из них широко известны — наблюдается то, что ученые называют inйdit, т.е. продолжение жизни несмотря на то, что человек не принимает никакой пищи, или получает только причастие, т.е. хостию. Анжела де Фолиньо жила так в течение двенадцати лет, Екатерина Сиенская — восемь лет, без потери веса, без недомоганий — в той мере, в какой это можно было наблюдать в некоторых современных случаях, например, Екатерины Эмер, Терезы Нейман и других.
Интересная сторона вопроса, вероятно, недостаточно исследованная, т.к. наблюдать ее не так просто, это среда, в которой живет стигматизованный. По-видимому, необходима среда, способная пробудить и поддерживать определенную форму благочестия; благочестие, которое было бы чувствительным, эмоциональным. Такое специфическое благочестие, свойственное стигматизованным мистикам, может культивироваться либо по аналогии, либо по контрасту. Это может быть особо чувствительная и эмоциональная среда, которая разовьет те же характерные свойства у данного молодого монаха или молодой женщины, но это также может быть особенно жесткая и холодная среда, которая вызовет бурную реакцию против царящей в ней настроенности.
Постоянство и значительность проявлений соматической, т.е. телесной неуравновешенности справедливо побуждает к изучению стигматических явлений с точки зрения психофизиологической. Но является ли такое побуждение, естественное со стороны ученого, биолога, врача, допустимым с точки зрения веры? Во всяком случае мы можем убедиться, что в Западной Церкви такие исследования допустимы и практиковались. Я упоминал о Жане Лермите, который был одним из крупнейших профессоров психиатрии Парижского Медицинского факультета еще двадцать лет назад и одновременно состоял экспертом-психиатром при Парижской Архиепископии. Существует ряд трудов, написанных римско-католиками, в частности одним англичанином-иезуитом, чей труд чрезвычайно убедителен и чрезвычайно «жёсток» и точен с научной точки зрения; такие исследования Римская Церковь считает допустимыми. Мы, например, указывали на частоту экстазов в фазе медитации, предшествующей появлению стигмат; экстазы сопровождаются видениями, и совокупность экстазов, видений и их истолкований этими мистиками послужила основанием для появления внутри Церкви большого числа стигматизованных; о том, как судит Западная Церковь об этих видениях, можно себе представить по словам Пурра, во II томе «Христианской Духовности» (Spiritualitй chrйtienne); «У великих мистиков существует определенная склонность истолковывать всякое свое вдохновение как подлинное откровение, но их заявления не следует принимать буквально», и, несколько дальше: «Разумеется, мы не можем принять все откровения св. Бригитты как продиктованные Самим Богом; различие между тем, что исходит от Бога и что присуще самому мистику, сделать почти невозможно; когда речь идет о частных откровениях, только Церковь могла бы достигнуть успеха в этом деле. Обычно она ограничивается отрицательным согласием, заявляя, что откровения, представленные на её суд, ни в чем не противоречат её учению.» Эта чрезвычайно сдержанная позиция показывает, что само явление стигматизации и совокупность каких бы то ни было явлений не принимаются Римской Церковью как доказательство чего бы то ни было и, следовательно, здесь имеется целая область, не принадлежащая позитивно суждению Церкви и могущая быть объектом исследования.
Приведенные примеры показывают, что в эту как будто совершенно сверхъестественную область Римская Церковь вводит критический анализ и что даже с её точки зрения — что очень важно, ибо носители стигмат принадлежат, можно сказать, все к римскому миру — изучение этих явлений при помощи точных наук не влечет разрыва с духом здравого богословия.
В последние 70-80 лет было сделано много попыток построения теорий, чтобы объяснить, понять феномен стигматизации. Телесные явления, сопровождающие мистическую жизнь такого типа, оценивались различно; и согласно оценке органических нарушений у стигматизованных или хотя бы органических явлений, поддающихся наблюдению, сформировалось две, можно сказать, противоположные концепции: согласно одной — это патология, согласно другой — духовность. Можно много сказать о патологических теориях стигматизации, но они увели бы нас очень далеко в чисто техническую область биологии. Поэтому я обращаюсь к другим концепциям, ибо к ним мы можем подойти с точки зрения веры и богословия. Я хотел бы прежде всего привести две цитаты; одна принадлежит святой Хильдегарде, которая говорила: «Если бы мы действительно любили Бога, мы не были бы так здоровы.» Другая же цитата взята мной из заключений австрийского епископа Франциска Ксаверия Лонхина (Lonchin XIX s), сделанных им по поводу одной молодой тирольской стигматизованной, Марии фон Меле: «Болезнь Марии фон Меле конечно не является святостью, но и глубокое её благочестие также не является болезнью.» Это чрезвычайно уравновешенное, здравое суждение, которое параллельно со словами св. Хильдегарды может подготовить почву для лучшего понимания вещей.
Среди богословов и ученых религиозного направления, которые рассматривают соматические нарушения как признак переходной борьбы между организмом, через грех потерявшим способность к духовной жизни, и душой, тяготеющей к полноте своих стремлений, нет полного согласия; в основном же они утверждают, что человеческий организм, человек в его целостности — душа и тело — в силу того, что он принадлежит к грешному миру и сам грешит, неспособен к полностью уравновешенной жизни в Боге, не пройдя сначала через стадию резкой — или не столь резкой — неуравновешенности; здесь — рост духовного элемента, глубоко потрясающий физические, а часто и психологические основы, до момента, когда устанавливается новое равновесие, когда благодать, жизнь в Боге сообщает гармонию всему, что перед этим было перевернуто и нарушено.
Это основное положение, но существует два различных понимания, которые если и не противоречат одно другому, то и не совпадают друг с другом. Одни считают, что стигматизация сверхъестественна и ничего общего не имеет с природой; она проявляется в человеческом теле, но не вызвана никакими явлениями внутри тела. Согласно этой концепции, здесь действует одна лишь благодать, она пронзает стигматизованного наподобие жала; согласно другой концепции, носящей сложное название диапсихофизиологической, стигматизация происходит, через посредство — «диа» — психологических и физиологических явлений. Я хотел бы сразу подчеркнуть, что, утверждая, будто стигматизация — результат явлений, имеющих место в человеке, а не поражение благодатью, мы отнюдь не умаляем стигматизацию и не бросаем тени на духовную ценность носителя стигмат. Как мы сейчас увидим, стигматизация, будь она даже физиологического и психологического происхождения, предполагает духовность определенного свойства и не может иметь места вне этой духовности. С другой стороны, интерес этой концепции заключается в том, что она предполагает особую ценность и значение человеческого тела, гораздо большие, чем первая концепция, ибо здесь тело не только «жертва» духовной жизни, харизматического воздействия, но и участник в этом действии. Тогда, в первом случае, стигматизация представляется особым даром благодати: если считать, что стигматизованный поражен благодатью, ценность стигматизации харизматическая; а в случае диапсихофизиологической теории стигматизация хотя и является результатом воздействия благодати, но не как силы, внешней для человека; стигматизация — акт воли Божией, но появление стигмат происходит посредством естественных механизмов. Выбор между этими концепциями всегда почти произволен, он зависит от оценки данным богословом или данным ученым стигматизации с духовной точки зрения. Если мы возьмем за исходную точку харизматические ценности, мы придем к иным концепциям, чем если будем рассматривать стигматизацию как явление мистическое, как явление человеческое или просто патологическое,
Теперь я хотел бы обратиться к стигматизации и тому, что её окружает, с тем, чтобы попытаться прийти к каким-то выводам. Прежде всего, считается, что стигматизация — одна из особенностей благочестия Церквей Запада, и в значительной степени это верно; хотя и не до конца. Известен случай православной болгарки, получившей стигматы в XVIII или XIX веке, и тут не может быть речи о человеке, чья религиозная мысль могла отклониться от представлений окружающей среды, ни — за отсутствием контакта — о женщине, которая пассивно могла бы воспринять западные представления. И скорее, чем рассматривать ее как исключение, подтверждающее правило, мне кажется, этот пример — лишнее указание на то, что стигматизация является плодом не философских воззрений, но особого рода благочестия. Это мнение, невидимому, подкрепляется еще более удивительным случаем: в 1940 году было сделано сообщение о стигматизованном, принадлежавшем к одной из монофизитских Церквей; в этом случае стигматизация является богословским абсурдом, она не может иметь места; однако она имела место, и при изучении дела ясно, что вся его духовность была пронизана тем эмоциональным, чувствительным благочестием, какое свойственно всем случаям стигматизации, которые мне пришлось изучать,
Другой момент: по мнению профессора Лермита неудивительно, что христиане особых достоинств были отмечены стигматами, ибо, — говорил он, — христианство — это религия страданья и вместе с этим жалости, сочувствия к воплотившемуся Богу, страждущему в Своем человечестве. Навряд ли здесь уместно обсуждать, насколько такое определение христианства недостаточно или ошибочно: всем известны места Священного Писания, где нам заповедано всегда радоваться, обетование Христа о том, что радость наша будет совершенной; с точки зрения стигматического феномена неважно, является или нет христианство религией страдания; достаточно, если таковы религиозные представления стигматизованных, чтобы они стали исходной точкой этого явления и служили объяснением при нашем изучении его. Но если бы, как и Лермит, стигматизованные воспринимали христианство как религию страдания, они должны бы быть подвижниками страдания, подвижниками искупительного покаяния; характерным же для них является не покаянная настроенность и не страдальчество, а то состояние, когда человек в тайне взаимной любви общается со Христом. Стигматизованные — не подвижники страдания, а подвижники любви. Если мы обратимся к подвижникам страдания, то обнаружим не стигматизованных, а распинающихся; и мы имеем примеры людей, для которых покаяние и распятие были понятия тождественные, но духовность их не была полна радости и ликования, какие мы встречаем у большинства стигматизованных, ибо главный элемент у них это не покаяние, не страдание, но действительно переливающаяся через край любовь к Господу, стремящаяся разделить всё, что составляет Его жизнь и Его страданье; все стигматизованные были мистиками любви, подвижниками сострадания. Существует различие между жаждой искупительного страданья и состраданием мучениям Христа; человеческая энергия, направленная к определенной цели, является движущей силой первого, и любовь, не претендующая ни на что, кроме как на право любить и участвовать во всем, что составляет жизнь любимого, определяет сострадание и является самым существом его. Первое — всё страданье, а радость его только в терпении настоящего с надеждой на будущее; второе — обостряет собственное страдание до страстной реакции на страданье другого человека, но извлекает из этого страданья и разделения его невыразимую радость. Вот что говорит св. Бригитта: «Я испытывала такую сладость от созерцания рая Жениха моего, что всю меня иногда охватывал огонь любви, и сокрушение вызывало у меня потоки слез.» Святая Гертруда говорит: «Сердце Иисуса — как музыкальный инструмент для того, чтобы воспевать славу Святой Троицы.» Этот элемент любви и участия является самым существенным. Любовь и страданье, соединенные и доведенные до предела, страданье и любовь в крайнем порыве человеческой страсти, в обоих смыслах слова «страсть»; но со-страданье, страданье вместе возможно по отношению ко Христу лишь в той мере, в какой оно относится к Его человечеству: божественность Христа остаётся за пределами нашего сострадания, ибо Бог не страдает.
Если мы попытаемся хотя бы вкратце установить генезис стигматизации с мистической её стороны, можно проследить несколько стадий. Первая, мне кажется, начинается со св. Бернардом Клервоским, и в этой стадии всё внимание обращено не на Воплотившееся Слово в целом, а прежде всего и отдельно на Его человечество с тем, чтобы в духовном восхождении подняться к божественности Христа. Позже, то, что для Бернарда было стадией развития, для других, не резвившихся так высоко, стало пределом их опыта. С Гертрудой Великой в начале XIII века появляется благочестие с одной стороны эмоциональное, с другой стороны — спекулятивное, и мы находим у неё высказывания, из которых видно, насколько она сосредоточена на сердце Иисуса, на теле Христа, на Святых Дарах и т.д. И наконец, следует целая школа, сложная, богатая примерами святых мужского и женского образца, полностью сосредоточенных на проблеме тела и их реакций на тело Христа. Я хотел бы привести достаточно яркий пример, но таких примеров — я чуть не сказал; один ужаснее другого — огромное количество… «Однажды я была восхищена духом», — говорит св. Анжела де Фолиньо, — образ Человека-Бога предстал передо мной снова в момент Его снятия со Креста, кровь только что пролилась, была свежей, красной, текла из открытых ран, только что вышла из тела; и тогда в суставах я увидела такую муку, я увидела такое напряжение жил и кости настолько смещенными усилиями палачей, что меч пронзил мои внутренности, и когда я вспоминаю боли, испытанные в моей жизни, я не нахожу боли, которая была бы равна этой». Другая цитата, столь же реалистичная, принадлежит той же святой: «Когда я стояла в молитве, Христос явился мне и дал мне более глубокое знание о Себе, я не спала; Он позвал меня и велел приложить мои губы к ране в боку, и мне показалось, что я приникла губами и пила кровь, и в этой еще теплой крови я поняла, что омыта.» Можно было бы привести бесчисленные примеры этого жестокого, волнующего или даже ужасного реализма у других представителей той же эпохи.
Теперь мне, кажется, пора заканчивать доклад. Если от изобразительных стигмат, о которых я говорил, мы обратимся к другим, упомянутым мной, например, кровавому поту и слезам, мы видим, что это область, известная не только мистикам, но и обычному наблюдателю. Современная наука, — говорит Лермит, — свидетельствует, что без сомнения они могут возникать на почве чрезвычайно насыщенных эмоционально представлений. Мы знаем также, что известное количество явлений может быть вызвано гипнозом, мифопластикой, пифиатизмом, и для понимания нашей темы существенно, что все эти явления могут вызывать реакции совершенно за пределами представлений и понимания самого человека; аффективный шок, вызывающий обращенность на себя, и соматические реакции могут вызвать дальнейшие соматические реакции, совершенно незнакомые человеку, например, частичный паралич, который невозможно вызвать актом воли; это сложный механизм, принадлежащий области психологии и порождающий явления, которые невозможно ни придумать, ни предвидеть. Процесс же стигматизации гораздо проще. Тут эмоциональность, напряженная до максимума, охватывающая всего индивидуума, сосредоточенная на том, что составляет существо его жизни, т.е. его вере, религии, его Господе, вечной жизни и Том, Кто умер на кресте. Эта эмоциональность направлена на определенный объект, до конца известный благодаря множеству изображений: нет недостатка в рассказах, нет недостатка в образах, нет недостатка в литургических текстах, являющихся пищей для этих представлений и образов, и она также направлена к определенному желанию — конкретному, знакомому. А сосредоточенность мысли на определенном объекте может, как известно из опыта, вызвать отпечаток его на теле. Это приводит нас к мысли, что быть может мы имеем здесь дело с психофизиологическим явлением; но если это и может быть так, то не значит, что так оно и есть.
Существует, однако, чрезвычайно симптоматичный момент, о котором я еще не упоминал: нет единой стигматизации, но есть много стигматизаций. Если бы стигматизация была действительно харизматическим явлением, если стигматы — поражение благодатью, каждый из стигматизованных носил бы раны Христа, такие, какие были нанесены Христу. В тех же наблюдениях, которыми мы располагаем, мы видим иное: язвы достаточно различны, чтобы речь могла идти о разных стигматизациях. И если мы зададим себе вопрос, в чем состоит их механизм, то в некоторых случаях его можно восстановить. Профессор Лермит, проводивший исследования в этой области, смог выявить в отношении некоторых святых, чья стигматизация известна и чьими изображениями Распятия мы располагаем, что их стигматизация воспроизводит именно их Распятие, а не объективное расположение ран. Больше того, — она не только воспроизводит их изображение Распятия, но всегда наблюдается также то, что ученые называют сейчас инверсией: стигматы расположены так, как если бы на тело стигматизованного наложили лицом находящееся перед ним Распятие, и то, что на распятии находится справа, на теле стигматизованного оказывается слева. И это явление говорит нам не о мистике Креста, а о мистике изображения распятия, и мы наблюдаем, как внимание будущего стигматизованного, напряженное со всей интенсивностью его веры, желание участвовать в страдании любимого, обращены не на созерцание объективного Креста, на котором умирает Воплотившееся Слово, а на конкретное изображение распятия, находящееся перед ним и отпечатывающееся в его плоти.
Вот что я хотел сказать о стигматизации. Я хотел бы сказать и больше, но у меня заняло бы добрый час времени изложение контекста духовности, в котором развивается и на котором основывается это явление. Думаю, что сказанное мной не страдает отсутствием благоговения, несмотря на выводы, к которым я вас привел, и я хотел бы подчеркнуть, что эти выводы не являются критическими выводами православного, обращающегося к римо-католикам, но что они далеко не достигают той жёсткости, которой отличаются заключения ряда священников-физиологов Римской Церкви, писавших на эту тему.
Перевод с французского Т. Майданович по изданию: «Les Stigmates». Messager de l’Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. 1963, № 44, p. 192—203.